02.04.2020

Торги на подрядные работы. Организация и проведение подрядных торгов


"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2009, N 6

Одним из способов заключения договоров на выполнение подрядных работ является участие организации в тендерах, проводимых как для государственных (муниципальных) нужд, так и для коммерческих компаний. В обоих случаях участники таких торгов несут определенные затраты, хотя само участие в них не всегда приводит к подписанию нового контракта. Из чего же складываются расходы на участие в конкурсе? Как отражаются они в бухгалтерском и налоговом учетах? Все ли организации могут учесть такие расходы в целях налогообложения? Какую при этом позицию занимают Минфин, ФНС, арбитры? Обо всем этом вы узнаете из предлагаемой статьи.

Правовое регулирование

Возможность заключения договора путем проведения торгов (открытых и закрытых) предусмотрена гл. 28 "Заключение договора" ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком случае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу - лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установлены в ст. 448 ГК РФ. К примеру, извещение о проведении торгов должно быть дано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора (а именно об этом наша статья), в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Следует иметь в виду, что п. 3 ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их проведения: для аукциона - в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса - не позднее чем за тридцать дней до его проведения. В таких случаях организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.

Все вышеизложенное в равной степени относится к подрядным торгам, проводимым как для госнужд, так и для нужд коммерческих компаний. Однако для торгов по государственным контрактам действует еще и специальный порядок, регулируемый Положением о подрядных торгах в Российской Федерации <1> (далее - Положение о подрядных торгах). С учетом того, что в остальных случаях (для коммерческих нужд) заказчик может принять решение о проведении подрядных торгов в порядке, установленном для государственных заказов, приведем некоторые определения и положения из данного документа:

подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;

заказчик - лицо, для которого строится, реконструируется и оснащается объект торгов;

организатор торгов - лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов;

тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором для организации и проведения торгов;

претендент - лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты;

оферент - лицо, от имени которого представлена оферта;

тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;

тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов;

оферта - предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

<1> Утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 660-р и Минстроя России N 18-7 от 13.04.1993.

Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:

  • на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";
  • на выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
  • на поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
  • на управление проектом, консультирование, надзор;
  • на любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Основными видами подрядных торгов являются:

  • с предварительной квалификацией и без предварительной квалификации (в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов);
  • с участием иностранного оферента и без участия иностранного оферента (в зависимости от участия иностранных оферентов);
  • гласные и негласные (в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их результатов);
  • первичные и повторные (в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов);
  • открытые и закрытые (ограниченные по числу претендентов) (в зависимости от формы проведения торгов).

Требования к претендентам

Как уже было сказано, порядок проведения подрядных торгов по госзаказам регламентирован Положением о подрядных торгах. При этом требования к претендентам тендеров, проводимых коммерческими компаниями, кроме ГК РФ, ничем не ограничены и зависят от волеизъявления заказчика. Например , им могут быть выставлены следующие требования:

  • участник конкурса должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, специализацией и опытом выполнения работ, иметь лицензии на выполняемые работы вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые организация обладает лицензией, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые);
  • участник конкурса не должен являться неплатежеспособным или банкротом, находиться в процессе ликвидации, на имущество участника конкурса в части, существенной для исполнения договора, не должен быть наложен арест, экономическая деятельность участника конкурса не должна быть приостановлена;
  • участник не должен иметь невыполненных обязательств перед третьими лицами, в частности перед заказчиком конкурса;
  • наличие обученного, аттестованного персонала с квалификацией, соответствующей видам выполняемых работ;
  • стаж работы работников (специалистов, рабочих) в организации - не менее года;
  • наличие положительного опыта выполнения аналогичных договоров не менее трех лет, подтвержденного рекомендательными письмами руководителей предприятий;
  • участник должен обладать достаточной материально-технической базой, оборудованием, инструментами и приспособлениями для выполнения указанных работ.

Что касается вопроса об обеспечении конкурсной заявки в подрядных торгах, проводимых коммерческими организациями, то в отличие от конкурсов по госзаказам такое требование может быть, а может и не быть. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.

Задаток

Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им.

В отношении участника, выигравшего торги, установлено, что в этом случае сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Если же победитель торгов уклоняется от подписания договора (протокола о результатах торгов), то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

На первый взгляд, все понятно. Однако есть вопрос, на котором хотелось бы заострить внимание: как в рассматриваемом нами случае (подрядные торги) задаток, внесенный участником, ставшим по результатам конкурса победителем, может быть засчитан в счет исполнения обязательства по заключенному договору на выполнение подрядных работ? То есть: как в случае неденежных обязательств подрядчика перед заказчиком работает абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ? По мнению автора, если по условиям подрядных торгов в качестве обеспечения конкурсных заявок предусмотрен задаток, то он должен возвращаться победителю конкурса.

В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС ЦО от 28.02.2007 N А48-2962/06-4. Итак, организатор конкурса на поставку оборудования по госконтракту заключил с участником торгов договор о взносе, по условиям которого претендент перечисляет денежную сумму на расчетный счет организатора торгов до момента окончания приема конкурсных заявок на участие в торгах (конкурсе), подтверждая тем самым свое намерение участвовать в них. При этом отдельным пунктом договора о взносе предусмотрено, что денежные суммы, внесенные претендентом, в случае признания последнего победителем не возвращаются, а относятся на возмещение затрат по организации и проведению торгов.

После исполнения указанных условий претендент, ставший победителем, надлежащим образом исполнил обязательства по заключенному госконтракту - поставил организатору соответствующие товарно-материальные ценности. В свою очередь, организатор произвел оплату поставленного товара, оставив взнос претендента у себя, в связи с чем победитель и обратился в арбитражный суд с требованием о признании пункта, в котором говорится о невозврате взноса в случае выигрыша претендента, недействительным (ничтожным), как не соответствующего п. 4 ст. 448 ГК РФ, и, как следствие, о том, чтобы обязать организатора конкурса вернуть суммы взноса, полученные по ничтожной части сделки. Суд поддержал требования победителя о необходимости возвратить задаток.

ФАС ЦО, учитывая все обстоятельства, указал: арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что данная денежная сумма в нарушение п. 4 ст. 448 ГК РФ не может быть использована организатором торгов на возмещение понесенных им затрат по организации и проведению торгов, а должна быть учтена в счет исполнения обязательств выигравшего торги по государственному контракту. Довод организатора о том, что сумму взноса, внесенную участником по договору о взносе, нельзя признать задатком, поскольку задаток как способ обеспечения обязательств, предусмотренный п. 1 ст. 380 ГК РФ, применяется только в тех случаях, когда участник торгов покупает товары на торгах, а не выступает в качестве поставщика, обоснованно не принят во внимание.

Согласно ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Из смысла п. 4 ст. 448 ГК РФ следует, что задаток вносится для определения серьезности намерения претендента участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем. Указанные в вышеназванных нормах права обеспечительные меры в виде задатка отличаются по своему существу и влекут разные правовые последствия.

В положении договора о взносе и конкурсной документации под взносом понимаются денежные средства, вносимые претендентом для участия в конкурсе, то есть для выражения серьезности намерения претендента участвовать в торгах и для обеспечения исполнения будущего договора (государственного контракта). Таким образом, в конкурсной документации и договоре о взносе произошла подмена понятий задатка и взноса.

С учетом изложенного ФАС ЦО постановил: вывод арбитражного суда о том, что спорный пункт договора о взносе должен соответствовать требованиям п. 4 ст. 448 ГК РФ, является правомерным.

Банковская гарантия

Как показывает практика, для обеспечения серьезности намерения участника-подрядчика, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определяется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установленных для случая утраты подрядчиком внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например , гарантийная сумма выплачивается:

  • если подрядчик отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
  • если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
  • если по вине подрядчика контракт (договор) между ним и заказчиком не был заключен в установленный срок;
  • если подрядчик, будучи уведомленным о присуждении ему права на заключение контракта (договора) в течение срока действия конкурсной заявки, откажется его подписать либо не сможет или откажется предоставить обеспечение его выполнения в соответствии с инструкцией участнику конкурса.

Справедливости ради скажем, что в случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате задатка победителю после заключения контракта снимается.

Бухгалтерский учет

Расходы подрядчика, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" как расходы, понесенные в связи с предстоящими работами. В случае признания подрядчика победителем данные затраты признаются прямыми расходами по договору строительного подряда и списываются в дебет счета 20 "Основное производство". В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной документации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 "Прочие расходы" в месяце объявления результатов конкурса.

Следует отметить, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не относится. По мнению автора, до объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обязательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток в данном случае выполняет обеспечительную функцию - удостоверяет факт намерения заключить договор. Поэтому корректнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по внесенному задатку", и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Примечание. Организация должна документально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в учете обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата, как мы уже говорили, задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.

Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99).

Налоговый учет

В налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходы на участие в подрядных торгах находят свое отражение при любых результатах конкурса - отрицательных (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) либо положительных (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой вывод следует из разъяснений Минфина по данному вопросу (Письма от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109, от 31.10.2005 N 03-03-02/121). Так, в Письме N 03-03-06/1/7 финансисты сообщают, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Кроме того, по мнению Минфина, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов. Данную позицию разделяют и налоговые органы (Письма ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961, УФНС по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5557).

В этой связи возникает вопрос: относится ли к ним возвращаемый задаток? Согласно п. 32 ст. 270 НК РФ задаток относится к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Поэтому сумма задатка для целей налогообложения прибыли в состав расходов не включается (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200). Соответственно, в случае возврата задаток не относится к доходам, учитываемым в целях налогообложения в силу ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

"Входной" НДС при участии в тендерах

Если организация приняла участие в тендере в рамках своей деятельности, облагаемой НДС, то "входной" НДС по приобретенным в этой связи работам (услугам) она вправе принять к вычету в случае как выигрыша, так и проигрыша при выполнении условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ. Напомним эти условия:

  • наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
  • приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Как видим, право участника на вычет НДС по расходам, осуществленным в связи с участием в подрядных торгах, кроме наличия счета-фактуры, первичных документов и постановки на учет, зависит от того, для каких операций - облагаемых или не облагаемых НДС - они приобретались. С учетом изложенного делаем вывод: если организация участвует в подрядных торгах, чтобы заключить новый договор для осуществления деятельности, облагаемой НДС, то суммы предъявленного налога по расходам, понесенным претендентом в ходе подготовки и участия в тендере, принимаются к вычету в общем порядке.

Если же в ходе тендера (подготовки к нему) организация по каким-либо причинам отказалась от участия в тендере, то принятый к вычету НДС, по нашему мнению, необходимо восстановить, поскольку в этом случае понесенные расходы утрачивают первоначальную цель -приобретение для операций, облагаемых НДС.

Пример. ООО "Веста" направило заявку на участие в подрядных торгах на выполнение строительно-монтажных работ, заказчиком которых является ЗАО "Славянка". Тендерная документация приобретена у заказчика за 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Торги состоятся 20 апреля 2009 г., срок представления оферт (конкурсной документации) - до 20 марта 2009 г. Задаток, являющийся обеспечением конкурсной заявки, в сумме 50 000 руб. перечислен на расчетный счет заказчика 16 марта 2009 г. К подготовке оферты для участия в торгах ООО "Веста" привлекло специализированную компанию, стоимость услуг которой составила 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Подрядные торги ООО "Веста" проиграло.

Данные операции в бухгалтерском учете ООО "Веста" будут отражены так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В марте 2009 г.
Отражены расходы по приобретению тендерной
документации
((11 800 - 1800) руб.)
97 60 10 000
Учтен НДС с расходов по тендерной
документации
19 60 1 800
Принят к вычету НДС, относящийся к тендерной
документации
68 19 11 800
Отражена оплата тендерной документации 60 51 1 800
Перечислен задаток за участие в торгах 76 <*> 51 50 000
Отражены расходы по подготовке оферты 97 60 20 000
Учтен НДС с расходов по подготовке оферты 19 60 3 600
Отражена оплата услуг по подготовке оферты 60 51 23 600
Принят к вычету НДС, относящийся к расходам
по подготовке оферты
68 19 3 600
В апреле 2009 г.
Списаны расходы, связанные с участием в
тендере
((10 000 + 20 000) руб.)
91-2 97 30 000
Отражен возврат задатка в полной сумме 51 76 <*> 50 000
<*> Субсчет "Расчеты по внесенному задатку".

В налоговом учете расходы, связанные с участием в подрядных торгах, в сумме 30 000 руб. признаются единовременно в составе внереализационных расходов в периоде объявления результата - в апреле 2009 г., так как они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов. Принятые к вычету суммы НДС, относящиеся к расходам по участию в тендере, восстановлению не подлежат, так как были приобретены для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Участник подрядных торгов - "упрощенец"

А вот в отношении затрат, связанных с участием "упрощенца" в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров на выполнение подрядных работ, Минфин в Письме от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173 отметил, что п. 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, использующих УСНО. Данный перечень расходов является закрытым, и с учетом того, что в нем отсутствуют расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров, организация не вправе учитывать эти расходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Следует ли при таких обстоятельствах "упрощенцу" включать в налогооблагаемый доход сумму задатка, возвращенного в связи с проигрышем на торгах? На данный вопрос Минфин в Письме от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254 отвечает следующее. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Возврат суммы задатка не отвечает требованиям ст. 41 НК РФ. В связи с изложенным сумма задатка, возвращенная организации, проигравшей в торгах, не является доходом и, соответственно, не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Таким образом, "упрощенцы" не учитывают в целях налогообложения расходы по участию в тендере ни в случае победы, ни в случае проигрыша.

Е.Е.Голованова

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"

Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов по ценам или другим коммерческим условиям. Цель организации торгов – повышение эффективности производства, качества строительства и надежности сооружаемых объектов на основе конкуренции.

Виды торгов:

  • 1. Открытые – к участию привлекаются все желающие организации, как российские, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.
  • 2. Открытые с предварительной квалификацией участников.
  • 3. Закрытые по приглашениям. Привлекаются определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование и т.д.
  • 4. Единичные с организацией, выбранной заказчиком. При единичных торгах их организаторы обращаются только к одной фирме без привлечения конкурентов, но с соблюдением внешней формы и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или товар можно купить у единственной фирмы-монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещено законом.
  • 5. В последнее время, с развитием интернет-технологий, торги осуществляются преимущественно в форме электронных аукционов, когда информация размещается на сайте специализированной организации – организатора торгов. Она же осуществляет и прием предложений, а также организует процедуру выбора победителя.

Часто в процедуре торгов используется слово "тендер". Оно может иметь различные значения:

  • – извещение о предстоящих торгах, приглашение ряда фирм, обладающих необходимой базой для участия в торгах, специальное приглашение на закрытые торги;
  • – комплект тендерной документации;
  • – формуляр предложения, составленный организатором торгов в составе тендерной документации;
  • – предложение организации, желающей принять участие в торгах;
  • – закрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым впоследствии будет заключаться контракт.

Основные участники подрядных торгов.

  • 1. Заказчик – лицо, для которого создается объект торгов. Выполняет при проведении торгов следующие функции:
    • – принимает решение о проведении подрядных торгов;
    • – определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;
    • – контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своих представителей;
    • – устанавливает окончательные условия контракта и заключает его.
  • 2. Организатор торгов – лицо, которому заказчик поручил проведение торгов. Выполняет следующие функции:
    • – подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;
    • – формирует тендерный комитет;
    • – направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых консультационных организаций по подготовке необходимой документации;
    • – утверждает результаты торгов;
    • – рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
    • – ликвидирует тендерный комитет;
    • – несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
  • 3. Тендерный комитет (ТК) – постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для организации и проведения торгов. Выполняет следующие функции:
    • – производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;
    • – проводит предварительную квалификацию претендентов;
    • – организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
    • – проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
    • – обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
    • – осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
    • – определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет его на утверждение;
    • – публикует в СМИ отчет о результатах торгов.

Все решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях в присутствии не менее 2/3 состава открытым голосованием простым большинством голосов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя. Решение ТК оформляется протоколом, который подписывается всеми участниками голосования. Заказчик вправе утвердить или отменить решение ТК.

  • 4. Претендент – лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты. Претендент имеет право:
    • – получать от ТК исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;
    • – обращаться в ТК с просьбой об отсрочке предоставления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в ТК для участия в торгах и утрачивает его в следующих случаях:

  • – по желанию претендента – на любой подготовительной стадии;
  • – вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;
  • – вследствие нарушения условий торгов. С момента регистрации претендент приобретает статус оферента.
  • 5. Оферент – лицо, от имени которого представлена оферта (предложение заключить договор). Оферта – это комплекс документов, письменно подтверждающий намерение претендента участвовать в торгах и заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных заказчиком в тендерной документации с учетом дополнительных предложений претендентов.
  • 6. Консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом для проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта, подготовки тендерной документации, разработки условий предварительной квалификации, оценки оферт и выдачи рекомендаций о заключении контракта, оценки предложений и просьб претендентов и г.д. Она может также привлекаться и претендентом для разработки оферты (но это должна быть другая фирма).
  • 7. Кредитно-финансовое учреждение является участником торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для финансирования операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для проведения расчетов.

Рассмотрим этапы проведения торгов.

  • 1. Подготовка торгов. После принятия заказчиком решения о проведении торгов основные функции на этом этапе выполняются тендерным комитетом. Он подготавливает и публикует объявление о торгах, которое содержит:
    • – наименование заказчика и организатора торгов;
    • – наименование вида торгов и предмета торга;
    • – краткую характеристику места строительства; ориентировочный объем и сроки выполнения работ;
    • – условия исполнения контракта, необходимость учета ряда ограничений;
    • – адрес, сроки, условия приобретения тендерной документации;
    • – срок предоставления оферт.

Тендерная документация – комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов. Как правило, она содержит следующие основные разделы:

  • – приглашение для участия в торгах;
  • общие сведения об объекте и предмете торгов;
  • – техническая часть (проектная документация) и коммерческая часть тендерной документации;
  • – инструкции оферентам;
  • – форма заявки претендента на участие в торгах;
  • – условия и порядок проведения торгов;
  • – проект контракта.

Тендерный комитет распространяет тендерную документацию среди всех потенциальных участников торгов за определенную плату.

  • 2. Представление предложений участниками торгов. В международной практике реализуется в различных формах:
  • 1) оферент заполняет и подписывает все страницы проформы тендера, указывая в ней свою цену и другие конкурсные условия. Проформа тендера – это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, если он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации;
  • 2) оферент представляет тендер (оферту), составленный им самим и полностью соответствующий условиям тендерной документации.

Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем – заявка на участие в торгах, копия платежного поручения, подтверждающая внесение первого задатка. При приемке оферты проводится формальная экспертиза, т.е. проверка полноты внешнего конверта. Во внутреннем конверте содержатся предложения претендента и банковская гарантия, и он должен быть запечатан претендентом на момент подачи оферты.

Первый задаток – форма обеспечения исполнения претендентом принятого на себя обязательства участвовать в торгах на условиях организатора торгов и нести все связанные с этим риски. В международной практике величина задатка составляет до 2% от цены предмета торгов. Задатки, внесенные участниками торгов (кроме победителя) возвращаются им в течение времени, указанного в тендерной документации. Задаток отчуждается, если претендент:

  • – не сохранит силу и неизменность своего предложения в течение времени, определенного в тендерной документации или предложенного претендентом;
  • – откажется заключить официальное соглашение с заказчиком после того, как его предложение будет принято заказчиком, до истечения срока действия предложения.

Претендент имеет право, принимая в целом условия, содержащиеся в тендерной документации, прилагать отдельные поправки к этим условиям, а также представить альтернативное предложение.

Претендент представляет в ТК следующие документы:

  • – заявку на участие в подрядных торгах, в которой сообщаются решение претендента принять участие в торгах на условиях тендерной документации и реквизиты претендента;
  • – копию платежного поручения о внесении первого задатка;
  • – банковскую гарантию или временное поручительство;
  • – справку о заключенных в последние 12 месяцев контрактов с указанием основных условий контрактов, с перечнем субподрядчиков;
  • – оферту.

Структура оферты:

  • 1) сведения об организации: полное наименование, юридический адрес, почтовые реквизиты; профилирующее направление деятельности; заверенные копии регистрационных и уставных документов; лицензии на определенные виды деятельности; сведения о филиалах и дочерних организациях; годовой объем работ за последние три года (аналогичных предмету торгов); банковские реквизиты; данные по составу и квалификации персонала; численность административно-управленческого персонала; перечень оборудования, необходимого для выполнения работ; данные о финансовом положении (баланс и отчет о прибылях и убытках за последние три года); сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банком; перечень офисных и производственных помещений; опыт и стаж работы претендента в области, определяемой предметом торгов; фотографии, книги, статьи, отзывы заказчиков, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить представленные на торгах работы;
  • 2) техническая часть: схемы и графики производства работ; графики поставки строительной техники и технологического оборудования; календарные планы выполнения работ; состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов; перечень привлекаемых субподрядчиков и транспортных организаций; режим рабочего времени и подготовки кадров; предложения по охране окружающей среды и технике безопасности;
  • 3) коммерческая часть: цена предмета торгов, условия пересмотра цен; условия, виды и методы внесения платежей, предполагаемая форма оплаты, порядок финансирования, условия кредитования.
  • 3. Оценка оферт и выбор победителя подрядных торгов. После вскрытия заявок участники не имеют права вносить в них какие-либо изменения.

Показатели для оценки технической части:

  • – временные параметры (сроки начала и завершения работ, ввода объекта в эксплуатацию, поставок продукции и т.п.);
  • – показатели качества продукции или услуг;
  • – показатели, характеризующие организацию работ с точки зрения соблюдения мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды;
  • – показатели, характеризующие уровень организации управления;
  • технический уровень средств производства, используемых оферентом;
  • – показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов;
  • – технические и имущественные гарантии, предоставляемые оферентом.

Показатели для оценки коммерческой части:

  • – цена предмета торгов;
  • – метод учета изменений уровня цен в соответствии с инфляцией и макроэкономическими рисками;
  • – условия и порядок финансирования и кредитования подрядных работ.

Результаты торгов представляются организатору для утверждения в трехдневный срок после принятия решения, после чего организатор в течение недели рассматривает и утверждает их. Организатор может принять следующие решения:

  • – подписание соглашения о намерениях между заказчиком и оферентом с целью проведения дальнейших переговоров;
  • – подписание контракта между заказчиком и оферентом;
  • – проведение повторных торгов.

После утверждения их результатов торги считаются закрытыми.

4. Подписание контракта. Оферент, выигравший торги, обязан внести второй гарантийный залог, представляющий форму обеспечения обязательства исполнения принятого на себя оферентом обязательства заключить контракт и выполнить подрядные работы или поставку продукции. После выполнения контракта залог возвращается подрядчику.

Оферент, выигравший торги и заключивший контракт, имеет право назначить и объявить вторичные торги на выполнение части работ, обусловленных контрактом.

Подрядные торги в строительстве проводятся в целях поиска наиболее оптимальной реализации инвестиционного проекта. Подрядные торги обычно проводятся Заказчиком - инвестором или Заказчиком - застройщиком после заключения ими контракта на строительство объекта. Организатор может поручить на договорной основе проведение торгов организациям - исполнителям, имеющим соответствующие сертификат или лицензию.

Круг обязанностей

Исполнителя определяется в договорах, заключаемых с ним Организатором. Обычно в подрядных торгах участвуют следующие стороны:

  • · Организатор
  • · Претенденты
  • · Участники подрядных торгов
  • · Конкурсная комиссия.

Организатор торгов обычно осуществляет следующие функции:

  • · организует, принимает участие и контролирует деятельность Конкурсной комиссии, привлекает в комиссию независимых экспертов, специалистов, организации;
  • · принимает решение о проведении торгов с выпуском официальных распорядительных актов (приказов, распоряжений);
  • · определяет вид торгов (открытые или закрытые) и необходимость проведения предварительного квалификационного отбора;
  • · совместно с Конкурсной комиссией определяет условия торгов (стартовую цену подряда, сроки строительства и проектирования объекта, критерии оценки предложений претендентов, место и сроки проведения торгов, экологические требования и пр. в соответствии с условиями контракта, заключенного с Заказчиком - застройщиком);
  • · поручает подготовку тендерной документации Исполнителю или назначает специалиста для подготовки конкурсной документации;
  • · в случае открытых торгов поручает Исполнителю публикацию объявлений о торгах в средствах массовой информации или рассылает приглашение по почте либо другими средствами связи в адрес конкретных потенциальных участников - при закрытых торгах;
  • · определяет сумму задатка в зависимости от стартовой цены подряда (контрактной стоимости материалов);
  • · ведет журнал учета, регистрации претендентов и участников торгов;
  • · определяет цену тендерной документации, которая предоставляется претендентам за определенную плату;
  • · в случае необходимости продлевает сроки представления заявок и предложений от претендентов по их письменным просьбам и своевременно информирует об этом всех остальных претендентов и членов Конкурсной комиссии;
  • · передает для утверждения в Конкурсную комиссию разработанную тендерную документацию по предмету торга;
  • · осуществляет сбор, регистрацию и хранение заявок и предложений претендентов торгов;
  • · регистрирует отзыв заявок и предложений;
  • · направляет приглашения претендентам на участие в торгах;
  • · при необходимости совместно с Конкурсной комиссией назначает повторный торг, если по результатам предыдущего торга не был определен победитель (либо победитель вовремя не подписал контракт и (или) годовой договор) либо по другим причинам;
  • · передает на рассмотрение руководителю комплекса перспективного развития апелляции на решения Конкурсной комиссии;
  • · вносит предложения и готовит проекты решения о ликвидации или реорганизации Конкурсных комиссий;
  • · организует учет поступлений от претендентов задатка и тендерной документации;
  • · осуществляет оплату услуг специальных организаций, членов Конкурсной комиссии, консультантов и экспертов, участвующих в проведении подрядного торга;
  • · направляет претендентам тендерную документацию (после ее предварительной оплаты);
  • · направляет претендентам уведомления о прохождении ими в необходимых случаях предварительной квалификации или об отказе в этом;
  • · направляет участникам торгов уведомления о результатах подрядных торгов;
  • · финансирует все расходы по подготовке и проведению подрядного торга;
  • · совместно с Заказчиком - застройщиком уточняет окончательные условия контракта и годового договора с Генподрядчиком (Генпроектировщиком) - победителем торгов по результатам торга;
  • · совместно с Заказчиком - застройщиком подписывает контракт и годовой договор с Генподрядчиком (Генпроектировщиком) - победителем торгов.

Претенденты осуществляют следующие функции:

  • · предварительно знакомятся с предметом торга, изучают требования, предъявляемые к разработке и оформлению тендерной документации;
  • · направляют и регистрируют у Исполнителя торгов заявки, анкеты, гарантийные письма и другие документы;
  • · после квалификационного отбора и получения от Организатора торга приглашения на участие в торге направляют и регистрируют свои предложения и другие документы;
  • · оплачивают задаток;
  • · в случае победы подписывают в установленные сроки контракт и годовой договор на выполнение функций Генподрядчика (или Проектировщика, субподрядчика).

Претенденты имеют право:

  • · обращаться к Организатору торгов с просьбой о продлении приема заявок и предложений;
  • · получать от Организатора торгов соответствующую информацию по условиям и порядку проведения торгов; отозвать свою заявку до установленного срока окончания приема предложений (отзыв заявки должен быть зарегистрирован);
  • · наряду с предложениями, составленными в соответствии с условиями тендерной документации, представлять альтернативные предложения, если они эффективней условий, предусмотренных Организатором торгов;
  • · осматривать местоположение объекта торга;
  • · отказаться в письменном виде от участия в торге после окончательной даты представления предложений (в этом случае задаток участнику не возвращается);
  • · отказаться от подписания контракта или годового договора, если участник стал победителем торгов (его задаток в этом случае ему также не возвращается).

Функции, права, обязанности и ответственность членов Конкурсной комиссии.

Члены Конкурсной комиссии по проведению подрядного торга выполняют следующие функции:

  • · разработка и утверждение регламента Конкурсной комиссии;
  • · совместно с Организатором торга определяют вид торга, сроки, место и необходимость проведения предварительной квалификации претендентов;
  • · обсуждение и утверждение тендерной документации;
  • · формирование и назначение квалификационной комиссии для проведения отбора претендентов;
  • · вскрытие конвертов и оглашение предложений в присутствии претендента, проверка соответствия оформления предложений и другой документации требованиям и условиям, предусмотренным тендерной документацией;
  • · установление сроков рассмотрения и оценки предложений претендентов в день их оглашения в зависимости от сложности предмета торга и объявление этого срока на заседании, когда происходит оглашение;
  • · оформление протокола о вскрытии конвертов и оглашении предложений претендентов;
  • · оценка предложений и определение победителя или принятие иных решений по результатам торгов;
  • · оформление и подписание протокола о результатах торгов;
  • · утверждение протокола о результатах торгов председателем Конкурсной комиссии.

Члены Конкурсной комиссии имеют право:

  • · совместно с Организатором торгов продлить срок приема заявок и предложений участников торгов, а также срок оценки предложений претендентов;
  • · в случае, если самая низкая цена, предложенная претендентами, значительно превышает стартовую цену подряда, отклонить все предложения и назначить повторный торг;
  • · в случае несогласия с результатами торгов письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу о результатах торга, о чем в протоколе делается пометка. Члены Конкурсной комиссии имеют следующие обязанности:
  • · присутствовать и решать вопросы на заседаниях Конкурсной комиссии;
  • · участвовать в работе квалификационной комиссии;
  • · объективно рассматривать и оценивать предложения претендентов и принимать решение о победителе торгов (либо о проведении повторного торга);
  • · не допускать распространения конфиденциальных сведений по предмету торга.

Члены Конкурсной комиссии несут ответственность:

  • · за нарушение равных конкурсных условий для всех претендентов;
  • · за нарушение положений, правил и процедур проведения торга,
  • · за нарушение объективности оценки предложений претендентов.

Мы рассмотрели права, обязанности и типичные функции участников торгов. Теперь приступим к рассмотрению предложений претендентов.

Претенденты должны представить в составе тендерных предложений:

  • · обоснование предлагаемой цены подряда;
  • · обоснование сроков строительства;
  • · данные по организации материально - технического снабжения;
  • · технические свидетельства на применение новых материалов, изделий и конструкций, сертификатов соответствия;
  • · другие документы, обосновывающие предложения участника торгов.

Разработка и оформление тендерной документации должны отвечать следующим требованиям:

  • · тендерная документация должна быть разработана таким образом, чтобы все претенденты трактовали положения, изложенные в ней, одинаково;
  • · при описании условий и предложений должны приниматься общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
  • · сведения, которые содержатся в предложениях претендентов, не должны допускать двусмысленных толкований;
  • · все документы, представленные претендентами и входящие в состав тендерной документации, должны быть подписаны руководителями и скреплены соответствующей печатью;
  • · подчистки и исправления, имеющиеся в тендерной документации, должны быть завизированы подписями руководителей и скреплены печатью предприятия;
  • · все экземпляры тендерной документации должны иметь четкую печать текстов;
  • · тендерная документация, представляемая претендентами, должна быть заполнена по всем пунктам, иначе предложения претендента считаются недействительными;
  • · предложения направляются претендентом Организатору торгов в запечатанных двойных конвертах по одному экземпляру. На внутреннем конверте указывается наименование объекта конкурса и дата, установленная при приеме предложений. На внешнем конверте - дополнительно установленный адрес для приема предложений (внешний конверт регистрируется);
  • · тендерная документация должна быть представлена лично претендентом либо направлена заказным письмом с уведомлением.

Предложения претендентов должны учитывать:

  • · требования и условия, сформулированные в тендерной документации;
  • · наличие реальных финансовых, технических и организационных возможностей реализации функций Генподрядчика, предусмотренных контрактом, годовым договором и другими нормативными документами;
  • · наличие инфляционных процессов в экономике, что вызывает удорожание затрат и требует прогнозирования роста цен;
  • · возможности в привлечении субподрядных организаций для строительства объекта торгов;
  • · обеспеченность машинами, механизмами и оборудованием, материалами, конструкциями, деталями, а также возможность их реальных поставок в необходимые сроки;
  • · наличие и готовность строительной площадки к производству работ;
  • · стесненность производства строительно-монтажных работ;
  • · возможности по обеспечению производства работ электроэнергией, водой, теплом, средствами связи;
  • · наличие нормативной, технической, разрешительной и прочей документации для ведения работ;
  • · необходимость проведения дополнительных работ и услуг, кроме основных, предусмотренных предметом торгов;
  • · наличие нерешенных проблем, требующих решения до проведения работ по контракту;
  • · определение сроков строительно-монтажных работ исходя из реальных условий и обеспечения всем необходимым.

Тендерные предложения претендента должны представлять собой технико-экономическое обоснование, состоящее из технической и экономической частей. В технической части содержатся сведения и документы (в том числе чертежи, спецификации, планы, графики работ и пр.), характеризующие способы исполнения претендентом технических условий контракта.

В экономической части указывается цена подряда, по которой претендент готов взяться за подряд, и обоснование этой цены (т.е. за счет каких мероприятий участник снизит цену подряда, по сравнению со стартовой ценой). В предложениях претендента могут быть указаны субподрядные организации, которые он намерен привлечь к выполнению специальных работ, графики организации строительства, если они отличны от проектов организации строительства, представленных в проектно-сметной документации. Эти графики могут впоследствии стать приложениями к контракту.

При обосновании возможности претендента в поставках строительных материалов и конструкций можно представить копии долгосрочных договоров с поставщиками. То же касается и возможности обеспечения претендента строительными машинами и механизмами. Конкретный состав и содержание предложений зависит от особенностей предмета торгов. Прием предложений от претендентов заканчивается за 10 дней до начала торга (для оглашения предложений претендентов). Предложения, поступившие после установленного срока, не рассматриваются. Дата поступления предложений определяется датой его регистрации Организатором торга.

С разрешения Конкурсной комиссии несколько претендентов могут представить совместные предложения. Сотрудничество претендентов в этом случае регулируется договором о совместной деятельности в рамках консорциума (без создания юридического лица).

Претендент, принимая в целом условия договора (контракта, содержащиеся в тендерной документации, вправе предлагать отдельные изменения и выдвигать свои предложения относительно условий, не сформулированных в проекте контракта.

Претендент имеет право отозвать свое предложение за 10 дней до начала подрядного торга (без удержания задатка). В этом случае претендент должен письменно уведомить Организатора торгов об отзыве предложения. Отзыв предложения официально регистрируется Организатором торгов.

Если претендент отозвал свое предложение позже указанного срока, задаток ему не возвращается. Суммы этих задатков идут в распоряжение Организатора торгов.

Предложения, представленные претендентами, хранятся вместе с книгой регистрации в специальном сейфе под ответственность лица, осуществляющего прием предложений.

Оценка результатов торга

Члены Конкурсной комиссии в определенный условиями торгов день собираются на заседание. В установленный час конверты с поступившими предложениями вскрываются и оглашаются в присутствии претендента. Соблюдаются все необходимые формальности. Проверяется наличие требуемых сведений и документов. По результатам работы этого дня составляется соответствующий протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии.

Основными критериями, учитываемыми комиссией при оценке предложений претендентов, как правило, являются:

  • · снижение цены заказа, ее составляющих относительно показателей, установленных в конкурсной документации;
  • · величина понижающего коэффициента к ценам, действующим в течение выполнения заказа;
  • · сокращение сроков выполнения заказа относительно установленных;
  • · более выгодные для инвестора условия и порядок платежей за выполнение заказа;
  • · технические параметры, характеризующие энергосбережение, экономное расходование материалов, организацию строительного производства, чистоту и порядок на строительной площадке;
  • · отдельные экономические характеристики;
  • · показатели качества;
  • · безопасность производства работ;
  • · охрана окружающей среды;
  • · комплекс услуг, выполняемых при проектировании, строительстве, эксплуатации объекта;
  • · условия финансирования и кредитования строительства;
  • · влияние на развитие прилегающей территории;
  • · технические и имущественные гарантии, а также другие критерии, обеспечивающие, по мнению комиссии, сопоставимость оценок конкурсных предложений претендентов.

Претендентами торгов могут предлагаться условия, отличные от условий торга, если они являются более выгодными для организатора торгов, что должно подтверждаться соответствующими пояснениями и расчетами. Для оценки предложений Конкурсная комиссия может привлекать экспертов, которые дают официальные заключения по поступившим предложениям. При наличии ошибок, выявленных при проверке тендерной документации, комиссия может отклонить предложения целиком, либо представить возможность внести поправки в документацию, либо определить условие дальнейшего участия претендента в торгах, известив его об этом. Комиссия вправе толковать самостоятельно неясные формулировки участников.

В ходе оценки Конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов на заседание для пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения. Наилучшим предложением торгов считается предложение, которое наиболее полно удовлетворяет требованиям и условиям торга, содержащимся в тендерной документации и других нормативных документах.

Члены Конкурсной комиссии и привлеченные специалисты несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации. В результате оценки Конкурсная комиссия ранжирует претендентов, чьи предложения соответствуют критериям, содержащимся в тендерной документации и других нормативных документах, и определяет победителя торгов, предложения которого, по мнению Конкурсной комиссии, являются наиболее выгодными для торгов.

Конкурсная комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками торгов, чьи предложения были отклонены. Конкурсная комиссия в срок не позднее 10 дней с даты утверждения результатов торгов направляет уведомление в адрес победителя торгов и других претендентов.

В случае, когда предложения нескольких претендентов окажутся для Конкурсной комиссии привлекательными, она может предложить этим претендентам создать консорциум (либо акционерное общество) для совместного использования условий контракта. В этом случае Организатор торгов подписывает контракт с консорциумом.

В случае отказа победителя торга от подписания контракта и (или) годового договора в течение 10 дней с даты его объявления Конкурсная комиссия может назначить нового победителя и передать ему право заключения контракта либо назначить повторный торг на данный объект. Объявление победителя торга осуществляется путем письменного информирования претендентов. Информация может быть передана заказным письмом с уведомлением, факсом или телефонограммой. Форма уведомления избирается Организатором торга.

Торги считаются завершенными после утверждения Организатором торга протокола заседания Конкурсной комиссии о результатах торга.

Порядок заключения контрактов на выполнение функций Генподрядчика (ПИР, СМР)

Контракт между Подрядчиком (Проектировщиком) - победителем торга и Организатором торга (Заказчиком - застройщиком) заключается в течение 10-30 дней после объявления результатов торга (в течение 10 дней после объявления результатов торга принимаются апелляции), и все конкретные условия оговариваются непосредственно в нем. Формы контракта или договора на выполнение функций Подрядчика рассматриваются индивидуально по каждому объекту и предлагается победителю после его объявления таковым.

Цена подряда, сроки строительства объекта и другие условия контракта определяются в договоре (контракте) по предложениям победителя торгов. Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства распределяются в контракте и договорах по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства объекта уточняется сторонами.

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсно основе путем проведения торгов.

Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой так или иначе связан с выбором лучшего проект; надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименышие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.

Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, позволяющие демонополизироват рынок строительных услуг.

Заказчик работ при торгах стремится обеспечить лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.

Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены,так и других коммерческих и технологических условий

Конкуренция при размещении заказов идет на каждой фазе жизненного цикла проекта. Это осуществляется в виде конкурсов, подрядных торгов.

Подрядные торги могут проводиться при:

Строительстве зданий, сооружений, предприятий;

Выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ;

Выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;

Управлении проектом, инжиниринге, консультировании и контроле и надзоре;

Других технических и организационных работах и услугахих обоснованных сочетаниях.

Из приведенных условий вытекает определение: подрядные торги — конкурсная форма размещения заказов в инвестиционной строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.

Торги — практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.

В работе рассматриваются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с победителем торгов.

Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, оказания услуг (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Организационный процесс подрядных торгов

Представленным фазам осуществления проекта торгов соответствует процедура и последовательность выполнения тех или иных работ участниками торгов.

Состав и объем фаз носят общий характер и могут быть изменены и дополнены в каждом конкретном случае. На каждом шаге проекта торгов участники торгов выступают в рамках своих прав, функций и ответственности.

Существует ряд методических указаний, разработаны нормативы и способы (методы) достижения соответствия требованиям нормативных документов, которые применяются на каждой из фаз осуществления проекта торгов, а сам процесс проведения подрядных торгов должен рассматриваться как этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.

Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.

До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.

Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).

Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отноношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.

После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.

Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.

До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.

При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых то-гах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме,на открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.

В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответ-ствии с действующим законодательством.

В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несут полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законов и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим соответствующую лицензию.

В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда. Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.

После этого тендерным комитетом разрабатывается тенде-ная документация (тендер), состоящая из технической и коммерческой частей. В ней, помимо указания места, дня и часа открытия и закрытия торгов, названия организации, которая их проводит, содержится информация о характере объекта, его мощности, производительности; об основных технико-экономических характеристиках; о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться оферентом к его предложению; об основных коммерческих и технических условиях, в том числе о сроках строительства, об условиях платежа (а также другая информация, например, связанная с предоставлением экспортером кредита) и внесении гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией); указания на то, в каких ценах должно подаваться предложение оферентами, допускаются скользящие цены для крупных объектов; сообщаются также условия арбитража, штрафов, гарантий, возможность (или невозможность) предоставления альтернативных предложений и требований, связанных с обеспечением технического обслуживания. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит отдельное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем, в случае присуждения подряда, составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную, плату.

1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;

2)специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.

При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется,и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная договорная цена подрядных работ. И хотя в составе показателей оферты цена не всегда является наиболее весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее она занимает одно из ведущих мест, а ее определение представляет собой, пожалуй, самую сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии) являют собой на момент их предоставления и определения условно постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядных организаций, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты — это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.

Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию вставляются:

При разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора — инвесторские сметы;

При подготовке договора, когда разработана тендерная документация, — расчеты подрядчика.

При этом следует иметь в виду, что стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать.

Сметы инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:

2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.

В рыночных отношениях у подрядчика возникает необходимость провести расчеты стоимости подрядных работ по структуре затрат, которая не соответствует рекомендациям Минстроя РФ. Это обусловлено тем, что при сравнительном анализе стоимости строительства по всем оферентам заказчика не интересует структура затрат подрядчика. Оферент, у которого определенная им стоимость, а также другие параметры окажутся наиболее приемлемыми для заказчика, победит на подрядных торгах. Он получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.

Таким образом, предложенный новый подход к системе ценообразования и определению стоимости строительства позволяет упорядочить определение договорных цен на строительную продукцию с учетом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.

При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вноси залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Для успешного выступления оферентов на торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов практически нереальна, так как их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо соблюдения всех вышеуказанных формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и направлены организаторам торгов в заклеенных, а иногда (как то требуется в отдельных странах) — в двойных конвертах. В этом случае на внешнем из них пишется только адрес организации, проводящей торги (или адрес принимаю-щего предложения), а на внутреннем — номер торгов, наименование объекта и дата.

После проведения встреч и переговоров, посещения места строительства, проверки документов происходит определение победителя торгов согласно утвержденному регламенту, оформляемое протоколом тендерного комитета, который не является актом юридического скрепления сделки.

В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.

Заключительный этап в случае успешного проведения окончательных торгов завершается подписанием контракта.

Нормативно-правовые документы предполагают длинную цепочку юридических действий, начиная от разработки конкурсной документации и размещения объявления о торгах в средствах массовой информации и заканчивая определением победителя торгов и заключением с ним контракта.

Контракт для придания ему обязательной силы должен быть юридически оформлен.

На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существует четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, — А, В, С и D.

Тип А — контракт с установленной твердой, пайшальной ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) — это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова «pauschal» (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл. (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена — это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т.д.; паушальная скидка — общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество — общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и пр.

Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения последним работ, определенных чертежами или спе-цификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой.

В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.

Можно различать следующие виды гарантийных обязательств:

1. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет — организацию, которая проводит торги, на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.

Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей предложения (оферты).

Залог выставляется в одном из банков страны, проводящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.

2.Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией, которая берет на себя ответственность за действия подрядчика. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта (поэтому весьма важно, чтобы условия были четко сформулированы) и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж. Существует также практика получения гарантийных сумм заказчиком от банка по требованию независимо от степени соблюдения контракта подрядчиком и обоснованности претензии. Некоторые банки предпочитают такую систему, поскольку она избавляет их от необходимости разбора исков, однако это может приводить к злоупотреблениям.

3.Гарантия платежеспособности (платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков.

Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия мобилизационных расходов, например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.

4.Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5—10% от стоимости объекта).

Таким образом, система гарантий играет позитивную роль, поскольку предоставляемые гарантии содействуют тому, чтобы проект был завершен, подрядным рабочим выплачивалась зарплата, а поставщикам стройматериалов и субподрядчикам оплачивались счета в случае банкротства подрядчика, чтобы обеспечивалась защита инвестора от потерь в случае наложения ареста на имущество подрядчика (если последний не производи выплату зарплаты и не оплачивает счета за поставленные строй-материалы и осуществленные субподрядчиками работы), и, наконец, система гарантий способствует нормальному функционированию механизма платежей путем исключения неплатежеспособности подрядчика.

Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.

Если фирма, получившая подряд с торгов, заключает подряд с заказчиком, в нем оговариваются стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.

Форма контракта в значительной мере зависит от характера сооружаемого объекта. Контракты, как правило, имеют два раздела: по общим условиям и конкретным условиям, применяе-мым к данному проекту.

Общие условия включают следующие положения: определения и толкования; функции инженерной фирмы и ее представителей, распределение работ, строительные материалы и качество работ; срок начала строительства и задержки, изменения и дополнения; оборудование; временные работы и материалы, измерение объема работ; предварительные суммы, сертификаты и платежи; полномочия; особые риски; урегулирование споров; уведомления; невыполнение условий по вине заказчика; изменение стоимости; законодательные положения; валютаи валютные курсы.

Конкретные условия зависят от особенностей данного контракта и включают положения, касающиеся нормативов, гарантий, страхования, рабочей силы, субподрядчиков, материалов, оборудования, платежей, завершения работ, льгот, убытков, эксплуатационных расходов и др.

Надежное комбикормовое оборудование от фирмы "Аллрелла"
http://www.allrella.ru/

Сертификация Продукции: обязательная сертификация продукции. Лицензии. Сертификаты. Заключения.
www.certificon.ru



© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты