06.04.2020

Государство покупает акции акционерного общества. Государственные облигации


Государство на рынке ц/б может выступать в роли эмитента и инвестора. Как эмитент оно имеет возможность выпускать только . Выпуск акций на государственном уровне априори невозможен, т.к. страна не является Акционерным обществом и не может выпускать ц/б, предоставляющие право собственности на нее (нельзя купить долю в государстве).

Выпуская облигации, государство, таким образом, оформляет гос. долг, выплачивая инвесторам проценты по нему. Однако в качестве инвестора, государство может приобретать ценные бумаги российских компаний и быть собственником данных организаций пропорционально купленной доли.

Акции государства – собственность страны в отношении российских компаний

В России есть ряд крупнейших компаний-эмитентов, которые являются флагманами российской экономики, и доля государственного участия в таких компаниях порой очень значительна. Акции государства приобретаются с целью контроля на федеральном уровне, такие организации еще называют гос. предприятиями.

Акции государства – список федерального имущества

Ниже в порядке убывания государственной доли участия перечислены экономико-образующие компании России. Государство владеет акциями в лице Федерального агентства по управлению гос. имуществом.

  • – 79,55% принадлежит государству.
  • – 78,1% в собственности у правительства.
  • – 75,16% владеет РФ.
  • – 75,5% собственность РФ.
  • – 60,38% относится к собственности РФ.
  • – 57,58% принадлежит Банку России.
  • – 51,17% в собственности РФ.
  • – 50,002% владеет гос-во.
  • – гос-во владеет компанией через ОАО ГАЗПРОМ, чья доля в нем составляет 10%.
  • – доля гос-ва 6,86%.
  • – крупнейшая частная нефтяная компания, бумаги которой в основном принадлежат юридическим лицам.
  • – организация является частной, менеджмент является собственником 60% акций компании
  • – самая закрытая компания, которая до сих пор не раскрыла точную структуру капитала акционеров, лишь присутствует информация о том, что более 90% акций принадлежит прочим акционерам.

Таким образом, акции государства – это ценные бумаги самых значимых предприятий страны и нужно всегда учитывать, что доля может меняться. Точную долю можно найти на официальном сайте соответствующей компании в разделе «Структура акционерного капитала».

Слинько Татьяна Петровна

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (далее, БК РФ ) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц являются одной из форм расходов бюджетов.

Вложение бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, по сути, является инвестированием средств бюджета в различные отрасли экономики. Инвестирование осуществляется на основе договоров Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование. Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены статьями 79 и 80 БК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.

Это право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Эти ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это - неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 548 (далее, Порядок ).

При осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.

Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели, утвержденную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам специально уполномоченными органами исполнительной власти или местного самоуправления заключается договор об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Предметом такого договора является передача акционерным обществом собственных акций в федеральную собственность по рыночной стоимости на сумму средств, предусмотренных в рамках финансирования расходов на государственные капитальные вложения и направляемых обществу на финансирование реконструкции и технического перевооружения отдельных производств, включенных в адресную инвестиционную программу по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд.

По условиям договора акционерное общество обязано предоставить Минфину РФ отчет о ходе выполнения работ и расходовании денежных средств, полученных в рамках финансирования инвестиционной программы, а также оформить документы, подтверждающие переход права собственности к Российской Федерации, субъекту РФ или муниципального образования в лице специально уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления, права на акции общества, выпущенные, как правило, дополнительно в результате увеличения уставного капитала общества.

Такой договор следует рассматривать как договор купли-продажи акций общества, а денежные средства, полученные обществом из федерального (регионального) бюджета на финансирование реконструкции и технического перевооружения производства, не могут рассматриваться в контексте статьи 6 БК РФ как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе.

В подтверждение нашей точки зрения можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 года № Ф04-5759/2006 (26172-А67-14) по делу А67-14708/05. Предметом разбирательства был отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного за счет денежных средств, полученных акционерным обществом по договору между Министерством Финансов РФ, Министерством государственного имущества РФ (договор заключен в 2004 году ) и открытым акционерным обществом.

Суд указал, что отказ налогового органа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость является неправомерным, поскольку общество при оплате основного средства выполнило все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, а денежные средства, полученные налогоплательщиком по договору купли-продажи акций, не могут рассматриваться как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе и не образующие налоговый вычет.

Таким образом, хозяйственные операции, вытекающие из такого договора, следует отражать, с одной стороны, как операцию по продаже акций общества и получение оплаты за них, а, с другой стороны, как использование полученных денег на нужды общества, пусть даже и специально оговоренные как предмет финансирования из бюджета.

Получены денежные средства из бюджета на р/счет (спецсчет)
Денежные средства признаны оплатой за акции по рыночным ценам, утвержден отчет эмитента
Зарегистрировано увеличение уставного капитала в результате дополнительной эмиссии (выпуска акций) по номинальной стоимости
Разница между рыночной и номинальной стоимостью акций
Использование денежных средств согласно целевому назначению
Поступило имущество от поставщика по стоимости без НДС
Выделен НДС, предъявленный к оплате поставщиком
Введено в эксплуатацию основное средство
НДС, предъявленный поставщиком, признан налоговым вычетом
Начислены амортизационные отчисления по основному средству
* НДС не облагаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (пп.12 п.2 ст.149 НК РФ);

** записи по счету 80 «Уставный капитал» в случае увеличения уставного капитала производятся лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы, что подразумевает под собой регистрацию изменений в установленном порядке;

*** если первоначальная стоимость и срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета совпадает, то сумма амортизационных отчислений, начисленная в бухгалтерском учете, признается в качестве налоговых расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

Акции – инвестиционный инструмент компаний. Открывая акционерное общество, учредители выпускают ценные бумаги, которые могут купить все желающие. Деньги переходят компании, позволяя ей развиваться, а владельцы акций получают гарантии. Впоследствии они могут рассчитывать на дивиденды (долю от прибыли) или часть имущества, если компания закроется.

Вопрос в том, кто гарантирует, что держатель акции получит дивиденды или деньги после ликвидации компании?

Ответ прост: государство. А вернее, его центробанк. Дело в том, что прежде, чем продавать ценные бумаги (и вообще начинать деятельность), компания проводит государственную регистрацию акций. Именно регистрация делает акции ценными бумагами.


Порядок регистрации акций


Процедура и правила регистрации ценных бумаг – акций, облигаций – закреплены в местном законодательстве. В России это Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Эмитент (т.е. компания, выпускающая ценные бумаги) обязан провести регистрацию выпуска акций в течение месяца после учреждения юридического лица. В противном случае акционерное общество может быть закрыто.

Для этого:

  1. В акционерном обществе проводят собрание, на котором принимают решение о выпуске ценных бумаг. Это решение закрепляется в документе.
  2. Эмитент подает документы на регистрацию выпуска акций в ЦБ РФ.
  3. Сразу после регистрации ценные бумаги размещаются, то есть переходят акционерам.
  4. Эмитент подает документы на регистрацию отчета об итогах выпуска. Это необходимо сделать в течение 30 дней после окончания эмиссии.

Если ЦБ РФ отказывает в регистрации отчета, акции отзывают. Успешная регистрация отчета означает, что эмиссия прошла по закону, и акции имеют ценность. Результаты эмиссии публикуются в открытых источниках (печати). Каждому выпуску акций присваивают уникальный номер.


Формат и способы размещения акций


В зависимости от организационно-правовой формы и целей эмиссии акционерное общество вправе размещать акции по открытой или закрытой подписке. При закрытой подписке ценные бумаги передают ограниченному кругу лиц, при открытой – неограниченному. От этого зависит и способ размещения.

Риски и налогообложение

Как начать?

Облигация является долговой ценной бумагой, согласно которой эмитент обязуется возвратить инвестору занятую у него сумму, а также выплачивать процент в течение определенного времени. Покупка облигации означает, что вы даете деньги в долг эмитенту. Облигация выпускается на ограниченный срок, в течение которого эмитент выплачивает держателю облигации процент от номинальной стоимости.

Виды облигаций

Облигации бывают процентные и дисконтные .

По процентным облигациям в течение срока обращения облигации эмитент выплачивает периодический процент, называемый купоном. Подавляющее большинство облигаций, обращающиеся на российских биржах, являются процентными.

По дисконтным облигациям купоны не выплачиваются. Эти облигации выпускаются с дисконтом, т.е. ниже номинальной стоимости облигации, а погашаются они по номинальной стоимости. Таким образом, доход держателя облигации составляет дисконт - разница между ценой выпуска и номинальной стоимостью.

По типу эмитента облигации бывают государственные, муниципальные, корпоративные .

Корпоративные облигации выпускают корпорации (промышленные группы и институты).

Государственные облигации выпускает Министерство финансов РФ (ОФЗ) и министерства финансов субъектов РФ (субфедеральные облигации).

Характеристики облигаций

  • Номинальная стоимость облигации (номинал). Каждая облигация имеет номинальную стоимость. Размер купона определяется в процентах от номинала. Большинство облигаций, обращающихся на российских биржах, имеют номинал 1000 рублей.
  • Рыночная цена . Кроме номинальной стоимости, у каждой облигации есть ее рыночная цена. В отличие от номинала, рыночная цена постоянно меняется в зависимости от текущей конъюнктуры на рынке процентных ставок, спроса и предложения облигаций на бирже. Рыночная цена определяется на бирже в процессе торгов. Рыночная цена котируется не в рублях, а в процентах от номинала облигации. И может быть, как выше (например, 101,2%), так и ниже номинала (98,7%). Эту цену называют еще чистой ценой облигации.
  • Купон облигации - это процентный платеж по облигации. Размер и даты выплаты купонов, как правило, известны инвестору заранее. Размер купона определяется в процентах от номинала.
  • Амортизация — это выплата долга по облигациям посредством регулярных платежей.
    К амортизации заёмщик прибегает для того, чтобы не изыскивать в день погашения значительную сумму денежных средств, например, номинальную стоимость облигаций.

Облигации считаются менее рискованным инструментом чем акции, но при этом, существуют как внешние риски, влияющие на деятельность компании-эмитента, так и внутренние события, влияющие на цену, а следовательно, на доходность облигаций. Цены облигаций могут изменяться в зависимости от макроэкономических событий и событий, влияющих на деятельность компании - эмитента.

Кредитный риск облигаций - это риск неплатежа или задержки выплат купонов и/или основной суммы облигации. В зависимости от уровня риска того или иного эмитента рейтинговые агентства присваивают эмитентам определенные рейтинги надежности.

Рыночный риск облигаций - это риск изменения стоимости облигации в результате динамики уровня стоимости или волатильности текущей рыночной доходности.

Налогообложение - ставка налога на доходы физических лиц резидентов РФ составляет 13%. Налогообложение операций с ценными бумагами регламентируется статьей 214.1 части 2 Налогового Кодекса РФ.

«Газпром» — крупнейшее акционерное общество в России. Общее количество счетов, на которых учитывается 23 673 512 900 акций «Газпрома», составляет более 470 тысяч. Государство контролирует более 50% акций Компании.

Структура акционерного капитала ПАО «Газпром»

* Общества, контролируемые Российской Федерацией

Акции «Газпрома» являются одними из наиболее ликвидных инструментов российского фондового рынка. Акции компании занимают наибольший удельный вес в индексах РТС и ММВБ. Акции «Газпрома» включены в первый (высший) уровень листинга на российских фондовых биржах ЗАО «ФБ ММВБ» и ПАО «Санкт-Петербургская биржа» .

Основные сведения об акциях ПАО «Газпром»

Принцип голосования на Общем собрании акционеров — «одна голосующая акция общества — один голос», за исключением проведения кумулятивного голосования в случае, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных обществах».

История акционерного капитала

20 мая 1993 г. Министерство финансов Российской Федерации зарегистрировало за № МФ73-1п-0204 эмиссию акций РАО «Газпром» в количестве 236 735 129 штук, номинальная стоимость каждой из которых составляла 1000 рублей.

21 октября 1994 г. Российский фонд федерального имущества в соответствии с Указом Президента № 1705 от 31.12.1992 на основании результатов специализированного чекового аукциона по продаже акций РАО «Газпром», проводившегося с 25.04.1994 по 30.06.1994 в 61 регионе Российской Федерации, произвел дробление акций РАО «Газпром». Дробление было произведено следующим образом: 1 акция номинальной стоимостью в 1000 рублей была раздроблена на 100 акций номинальной стоимостью в 10 рублей.

19 августа 1998 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 217 «Об особенностях обращения ценных бумаг в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», постановлением ФКЦБ России от 20.04.1998 № 6 «О порядке внесения изменений в решение о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг, планы приватизации и учредительные документы, связанных с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» и решением ФКЦБ России от 17.08.1998 были внесены и зарегистрированы изменения в проспект эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций (№ МФ73-1п-0204 от 20.05.1993), в результате которых номинальная стоимость обыкновенных именных акций составила 0,01 рубля.

После этого все обыкновенные именные бездокументарные акции ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») первого выпуска (государственный регистрационный номер МФ73-1п-0204 от 20 мая 1993 года) номинальной стоимостью 0,01 руб. в количестве 23 673 512 900 штук были аннулированы на основании осуществленной 30 декабря 1998 года конвертации в обыкновенные именные бездокументарные акции ОАО «Газпром» второго выпуска номинальной стоимостью 5 руб. в количестве 23 673 512 900 штук.

Капитализация

Рыночная капитализация ПАО «Газпром» на конец 2018 года составила 3,6 трлн руб., что соответствует 52,3 млрд долл.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты