26.03.2020

Регламент осуществления платежей образец. Положение о бюджете движения платежных средств


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ПЛАТЫ

И О ПОРЯДКЕ ОПЛАТЫ УСЛУГ БАНКА РОССИИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ

В СИСТЕМЕ ВАЛОВЫХ РАСЧЕТОВ В РЕЖИМЕ

РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ БАНКА РОССИИ

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10, N 10, ст. 1151, N 18, ст. 2117), в соответствии с Положением Банка России от 25 апреля 2007 года N 303-П "О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2007 года N 9490 ("Вестник Банка России" от 25 мая 2007 года N 31) (далее - Положение Банка России N 303-П), и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 июня 2007 года N 13) устанавливает порядок расчета платы и порядок оплаты клиентами Банка России - участниками системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, именуемой системой банковских электронных срочных платежей (далее - система БЭСП), услуг Банка России при проведении платежей и осуществлении расчетов в системе БЭСП.

Глава 1. Общие положения

1.1. В настоящем Положении термины применяются в значении, установленном в Положении Банка России N 303-П и Указании Банка России от 25 апреля 2007 года N 1822-У "О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России", зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2007 года N 9493 ("Вестник Банка России" от 25 мая 2007 года N 31).

1.2. К услугам Банка России в системе БЭСП относятся: услуги по проведению платежей клиентов Банка России - участников системы БЭСП (далее - участник системы БЭСП) на валовой основе в режиме реального времени (далее - расчетная услуга); информационные услуги Банка России в системе БЭСП, оказываемые участникам системы БЭСП (далее - информационная услуга); услуги по изготовлению и выдаче участнику системы БЭСП бумажной копии ЭПС, проведенного через систему БЭСП.

1.3. Расчетная услуга включает: прием ЭПС и его обработку; отражение суммы платежа, проведенного через систему БЭСП по банковским (корреспондентским) счетам (субсчетам) участников; составление и передачу ЭПС и соответствующих ЭСИС о списании и о зачислении сумм платежей участнику-плательщику и участнику - получателю платежа.

1.4. Информационные услуги включают предоставление участникам системы БЭСП по их запросу:

Информации - ПУР (головному офису кредитной организации) - о ликвидности для расчетов в системе БЭСП его филиалов, являющихся ПУР, и об остатках денежных средств на корреспондентских субсчетах его филиалов, являющихся ПУР;

Информации из архива электронных сообщений на соответствующие даты завершенных операционных дней системы БЭСП;

Дубликатов ЭСИС, направленных Банком России ПУР в соответствии с установленным регламентом.

1.5. Банк России вправе устанавливать плату за услуги Банка России в системе БЭСП, за исключением операций, бесплатное проведение которых установлено законодательством Российской Федерации.

1.6. Банк России вправе снижать плату за расчетную услугу в течение месяца в соответствии с величиной применяемых скидок (далее - дисконт) в зависимости от количества проведенных через систему БЭСП ЭПС участника системы БЭСП.

1.7. Тарифы за расчетные и информационные услуги, услуги по изготовлению и выдаче участнику системы БЭСП бумажной копии ЭПС, проведенного через систему БЭСП, а также величина дисконта устанавливаются Банком России и публикуются в "Вестнике Банка России".

1.8. Плата за расчетные услуги взимается с участника системы БЭСП, по банковскому (корреспондентскому) счету (субсчету) которого проводятся операции по списанию денежных средств на основании ЭПС.

Плата за информационные услуги взимается с участника системы БЭСП, направившего запрос для получения информации.

Плата за изготовление бумажной копии ЭПС взимается с участника системы БЭСП, по запросу которого изготовлена бумажная копия ЭПС, проведенного через систему БЭСП.

Глава 2. Порядок расчета платы за услуги

Банка России в системе БЭСП, составления и представления

ведомостей предоставленных услуг

2.1. Расчет платы за услуги Банка России в системе БЭСП осуществляется для каждого участника системы БЭСП в соответствии с установленными тарифами и величиной дисконта, исходя из количества проведенных через систему БЭСП платежей, количества исполненных запросов по информационным услугам, а также распечатанных бумажных копий ЭПС участников, проведенных через систему БЭСП.

2.2. На основе произведенного расчета платы за услуги Банка России для каждого участника системы БЭСП обслуживающим учреждением Банка России формируется Ведомость предоставленных Банком России услуг в системе БЭСП в соответствии с приложением к настоящему Положению (далее - ведомость).

2.3. В ведомости указываются количество и сумма проведенных за день (месяц) операций по списанию средств с банковских (корреспондентских) счетов (субсчетов) участников системы БЭСП, открытых в обслуживающих учреждениях Банка России, в разрезе балансовых счетов второго порядка, платных и бесплатных операций, а также количество предоставленных Банком России информационных услуг, количество распечатанных бумажных копий ЭПС, проведенных через систему БЭСП, и сумма платы за оказанные услуги Банка России в системе БЭСП.

2.4. Ведомость за день предназначена для информирования участника системы БЭСП о сумме начисленной платы за услуги Банка России в системе БЭСП за этот день.

2.5. Ведомость за день представляется участнику системы БЭСП обслуживающим его учреждением Банка России в электронном виде после выполнения завершающего сеанса системы БЭСП и проведения ежедневной сверки между платежной системой Банка России на уровне территориального учреждения и системой БЭСП.

Срок представления участнику системы БЭСП ведомости за день определяется договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

Ведомость за день не представляется участнику системы БЭСП, если услуги Банка России были оказаны ему на бесплатной основе.

2.6. Участник системы БЭСП при получении ведомости за день вправе сверить ее с данными своего учета и при наличии разногласий обратиться в обслуживающее учреждение Банка России с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, с указанием причин разногласий для их урегулирования.

Срок подачи указанного заявления о разногласиях по ведомости за день, а также срок и порядок их урегулирования устанавливаются договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

Ведомость за день хранится в архиве обслуживающего учреждения Банка России.

2.7. Ведомость за месяц является подтверждением обязательства участника системы БЭСП по оплате услуг Банка России в системе БЭСП.

2.8. Ведомость за месяц представляется участнику системы БЭСП обслуживающим учреждением Банка России в последний рабочий день отчетного месяца после выполнения завершающего сеанса системы БЭСП и проведения ежедневной сверки между платежной системой Банка России на уровне территориального учреждения и системой БЭСП.

Способ представления участнику системы БЭСП ведомости за месяц определяется договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета).

2.9. Участник системы БЭСП при получении ведомости за месяц вправе сверить ее с данными своего учета и при наличии разногласий обратиться не позднее срока, установленного для оплаты услуг Банка России в системе БЭСП в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Положения, в обслуживающее учреждение Банка России с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, с указанием причин разногласий для их урегулирования.

Ведомость за месяц хранится в архиве обслуживающего учреждения Банка России.

2.10. Ведомость за месяц не представляется участнику системы БЭСП, если услуги Банка России были оказаны ему на бесплатной основе.

2.11. Урегулирование разногласий по ведомости за месяц производится в следующем порядке.

Для урегулирования разногласий создается Согласительная комиссия из уполномоченных представителей обслуживающего учреждения Банка России и участника системы БЭСП. Представитель участника системы БЭСП указывается в заявлении участника системы БЭСП, представитель обслуживающего учреждения Банка России назначается руководителем обслуживающего учреждения Банка России в день получения заявления от участника системы БЭСП.

Урегулирование разногласий должно быть завершено не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем предоставления услуг в системе БЭСП.

Выводы Согласительной комиссии оформляются актом, составленным в произвольной форме, который подписывается уполномоченными представителями участника системы БЭСП и обслуживающего учреждения Банка России.

В случае подтверждения Согласительной комиссией заявленных участником системы БЭСП разногласий обслуживающее учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления акта, осуществляет корректировку ведомости за месяц.

В случае невозможности урегулирования разногласий они подлежат разрешению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.12. Ведомость за месяц, скорректированная по результатам урегулирования разногласий, передается представителю участника системы БЭСП в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем корректировки ведомости.

2.13. В случае исключения участника системы БЭСП из состава участников системы БЭСП обслуживающее учреждение Банка России направляет ему ведомость, содержащую данные о плате за фактический период оказания услуг Банком России в системе БЭСП в течение отчетного месяца.

Представление ведомости участнику, исключенному из состава участников системы БЭСП, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения.

Глава 3. Порядок оплаты услуг Банка России в системе БЭСП

3.1. Участник системы БЭСП оплачивает услуги Банка России в системе БЭСП в соответствии с ведомостью за месяц в порядке, установленном главой 4 Положения Банка России от 7 октября 2002 года N 198-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 года N 4069, 30 сентября 2004 года N 6051, 4 сентября 2006 года N 8198 ("Вестник Банка России от 2 апреля 2003 года N 17, от 6 октября 2004 года N 59, от 13 сентября 2006 года N 51).

3.2. В случае исключения участника из состава участников системы БЭСП и отсутствия разногласий по ведомости указанный участник обязан произвести оплату услуг Банка России в системе БЭСП за фактический период проведения в течение месяца платежей через систему БЭСП платежным поручением в срок не позднее 5-го рабочего дня после дня получения ведомости.

Глава. 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 июля 2007 года.

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

С.М.ИГНАТЬЕВ

Приложение

к Положению Банка России

"О порядке расчета платы

и о порядке оплаты услуг

Банка России при проведении

платежей и осуществлении

расчетов в системе валовых

расчетов в режиме реального

времени Банка России"

Код формы документа по ОКУД 0401360 за день/месяц _______________________________________ (наименование обслуживающего учреждения Банка России) БИК ______________________ Ведомость предоставленных Банком России услуг в системе БЭСП за "__" __________ ____ г. <1> / за __________ ____ г. <2> N ___ от "__" __________ ____ г. ___________________________________________________________ (наименование участника системы БЭСП) БИК __________________ <3> , счет _______________ <4> количество - в единицах сумма - в рублях с двумя десятичными знаками ┌───┬────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬──────┬─────┬──────┐ │ N │Наименование показателя │ Платные │Бесплатные │ Всего │Начис-│Дис- │Подле-│ │п/п│ │ операции │ операции │ операций │ленная│конт │жит │ │ │ │ │ │ │плата │ │оплате│ │ │ ├──────┬────┼──────┬────┼──────┬────┼──────┼─────┼──────┤ │ │ │коли- │сум-│коли- │сум-│коли- │сум-│сумма │сумма│сумма │ │ │ │чество│ма │чество│ма │чество│ма │ │ │ │ ├───┼────────────────────────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼────┼──────┼─────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├───┼────────────────────────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴────┴──────┴─────┴──────┤ │ │БС 2-го порядка │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ 1 │Раздел 1. Перевод денежных средств в системе БЭСП │ ├───┼────────────────────────┬──────┬────┬──────┬────┬──────┬────┬──────┬─────┬──────┤

Оптимизация бизнес-процессов управления денежными потоками

При построении системы управления денежными потоками важно оптимизировать соответствующие бизнес-процессы, для чего необходимо определить:

    – состав ЦФО, по которым формируются и контролируются бюджеты денежных средств;

    – участников процесса, то есть сотрудников компании, выступающих в роли инициаторов платежей, контролеров выполнения внутренних регламентов, акцептантов;

    – обязанности и полномочия каждого участника бизнес-процесса, в частности по определению платежных лимитов, и ответственных за принятие решений по тем или иным платежам;

    – временной график прохождения платежей, в частности установить сроки и последовательность прохождения заявок на оплату.

В дальнейшем это позволит сократить трудозатраты топ-менеджеров компании (генерального и финансового директоров) на контроль расходования средств. Если ранее им приходилось просматривать и подписывать каждую заявку на оплату, то теперь, когда суммы расходов утверждены в бюджетах, а порядок согласования платежей формализован, контроль за денежными потоками можно возложить на финансового менеджера. Соответственно финансовый (генеральный) директор будет согласовывать только ограниченное количество платежей, как правило сверхлимитных, крупных или нерегулярных. Например, сумму платежа за аренду офиса достаточно согласовать один раз при утверждении бюджета, оставив контроль самой процедуры проплаты и соответствия сумм бюджету за финансовым менеджером.

Личный опыт


По моему мнению, четкая регламентация процессов управления денежными средствами позволит финансовому директору не отвлекаться на решение менее важных задач. Например, даже простое требование указывать при инициации счетов на оплату фамилию ответственного менеджера, который должен будет представить отчет по выплаченным суммам, дает возможность сократить трудозатраты финансового директора, а также неоправданное расходование средств. Следует отметить, что регламент управления денежными средствами позволяет избегать споров с линейными менеджерами о якобы несвоевременных оплатах: всем ясно, по какому принципу выделяются на это деньги. Кроме того, исключаются ситуации, когда менеджер за две минуты до окончания платежного дня приносит заявку на оплату с требованием обязательно заплатить сегодня.

Правильно выстроенные бизнес-процессы помогают решить еще одну актуальную задачу — свести к минимуму риск злоупотреблений со стороны сотрудников предприятия за счет разделения функций контроля выплат и их инициации. Например, руководитель бизнес-направления акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник финансовой службы (это может быть финансовый директор, финансовый менеджер) контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы.

Личный опыт


В настоящее время на базе филиалов ОАО «РЖД» создаются дочерние и зависимые общества, которые пока не имеют опыта самостоятельной хозяйственной деятельности в рыночных условиях. С целью минимизации риска утраты активов при их передаче дочерним обществам в качестве временной меры на период их становления предполагается в ближайшее время перевести на казначейский принцип исполнения платежей дочерние и зависимые общества, стратегически важные для компании. Что касается системы казначейского контроля непосредственно в материнской компании ОАО «РЖД», то благодаря прямому подчинению казначейства топ-менеджменту компании мы исключили внеплановые платежи, приостановили финансирование расходных статей при невыполнении доходных, а также обеспечили точное соответствие движения денежных средств установленному плану и возможность построения достоверного отчета о движении денежных средств прямым методом.

Правильно построенная платежная система, безусловно, позволяет решить множество задач, стоящих перед финансовым директором. Однако необходимо помнить, что ни одна платежная система не защитит предприятие полностью от:

    – злоупотреблений, связанных с использованием фирм-однодневок или «искусственным» завышением цен. Соответственно, должны проводиться другие мероприятия, в частности проверка контрагентов службой безопасности компании при заключении договора;

    – ошибок, допущенных в ходе заключения договора. Процесс подписания договора должен быть адекватен по степени защиты от «человеческого фактора» процессу подачи заявки на оплату;

    – расходов, возникновение которых не связано с моментом оплаты. В этом случае в заявке на оплату указан свершившийся факт расхода (например, подписанный уполномоченным лицом акт сдачи-приемки работ), поэтому сотрудник, принимающий решение об оплате, уже не может предотвратить расход.

Регламент платежей

Оптимизированные бизнес-процессы управления денежными потоками закрепляются в регламентных документах, например в «Порядке прохождения платежей в компании». Эти документы утверждаются внутренним приказом и являются обязательными к исполнению всеми подразделениями компании. Внутренний документ, определяющий правила функционирования платежной системы компании, обязательно будет содержать информацию о порядке прохождения заявок на оплату, сроках, ответственных за согласование, обязанностях и полномочиях сотрудников, последовательности действий.

Для наглядности удобно систематизировать эту информацию в табличном или графическом виде (см. табл. 1).

Личный опыт

Андрей Кленин, финансовый директор сети универсамов «Патэрсон» (Москва)
Заявка проходит три уровня контроля. Руководитель ЦФО проверяет целесообразность и обоснованность данного расхода, сотрудник отдела планирования и бюджетирования — наличие лимитов в бюджете ЦФО на этот вид расхода в данном периоде, а сотрудник бухгалтерии — правильность оформления документов на оплату и отсутствие задолженностей по расчетам и представлению документов по данному контрагенту и сотруднику. На все проверки по внеочередным заявкам отводится два часа, по очередным — до двух рабочих дней. После этого заявка в зависимости от суммы и кодировки бюджета попадает к руководителю казначейства, финансовому или генеральному директору которые принимают решение об оплате. Затем заявка направляется в казначейство, которое в зависимости от времени поступления и очередности оплачивает ее в тот же день либо на следующий.

Федор Башкиров, начальник казначейства аграрной инвестиционной компании «АГРИКО» (Москва)
В нашей компании разработан следующий график прохождения платежей. Все счета на оплату и хозяйственные договоры попадают в бухгалтерию, где проводится подготовительная «черновая» работа по проверке платежных реквизитов, сроков оплаты и др. После этого данные заносятся в реестр платежей, который направляется в казначейство, где платежи проверяются на соответствие утвержденному бюджету. При отсутствии денежных средств, достаточных для удовлетворения всех поступивших заявок, казначейство готовит предложения по перераспределению денег либо отменяет тот или иной платеж. Итоговый вариант реестра вместе с предложениями казначейства и платежными документами передается финансовому директору, который и принимает окончательное решение по оплате счетов.

Таблица 1. График прохождения платежей
Операция Комментарий Рабочие (банковские) дни
1 2 3 4 5
Формирование инициатором платежа заявки в электронной платежной системе. Акцепт заявки руководителем ЦФО Акцептованная руководителем ЦФО заявка автоматически поступает финансовому менеджеру До 16 часов
Акцепт заявки финансовым менеджером

До 18 часов

Акцепт заявки финансовым директором (для заявок, требующих акцепта финансовым директором)

До 10 часов

Акцепт заявки генеральным директором (для заявок, требующих акцепта генеральным директором)

До 11 часов

Регистрация финансовым менеджером состояния заявок в электронной платежной системе

До 12 часов

Выдача по заявкам наличных денежных средств Заявка, по которой денежные средства не были получены в течение трех дней, аннулируется

С 11 часов

В течение дня

В течение дня

Осуществление безналичных оплат по заявкам с приоритетом «1» В случае целесообразности и наличия свободных денежных средств заявка может быть оплачена в более ранние сроки

До 14 часов

Осуществление безналичных оплат по заявкам с приоритетом «2» До 14 часов
Осуществление безналичных оплат по заявкам с приоритетом «3» Дата оплаты определяется финансовым директором До 14 часов
Гарантированный срок выполнения операции.

Необходимо отметить, что хорошо проработанный регламент должен предотвращать сбои в управлении платежной системой, быть прозрачным и однозначно трактовать действия того или иного сотрудника. Однако это не всегда можно проверить, пока регламент не запущен в работу. Поэтому нормальной является практика, когда регламент корректируется в процессе использования и заново утверждается вместе с изменениями.

Личный опыт


Бизнес-процессы оперативного управления денежными потоками и формирования платежных документов в компании определены в Регламенте осуществления платежей. Этот документ описывает все этапы движения денежных средств — от инициации платежа бюджетодержателем до отправки платежных документов в банк. Инициатором платежа является структурное подразделение, в рамках бюджета расходов которого заключен соответствующий договор. На базе утвержденных финансовым директором бюджетов структурных подразделений на текущий год формируется ежемесячный план финансирования их расходов, что является основой для составления платежного календаря. Каждая заявка к оплате акцептуется руководителями структурных подразделений и утверждается «распорядителями кредитов» в соответствии с лимитами, установленными в их доверенностях. Функции составления и контроля исполнения платежного календаря и бюджета движения денежных средств возложены на департамент казначейских операций. Платежный календарь, составляемый одновременно с уточнением БДДС на каждый месяц, позволяет заранее выявить вероятную нехватку (либо избыток) денежных средств.

Михаил Булушев, финансовый директор ГК «Автомир» (Москва)
В нашей компании существует несколько регламентных документов, детально определяющих полномочия руководителей по инициированию платежей и процедуру визирования заявок на оплату. По всем платежам в зависимости от суммы ответственность закреплена либо за начальником дирекции, к которой относится ЦФО, либо за нижестоящим менеджером. Виза генерального директора нужна для некоторых видов платежей и только в случае превышения установленных при ежемесячном планировании ограничений. За выполнением регламентов следит финансовая дирекция. Платежный календарь составляется на календарный месяц по дням и еженедельно уточняется на ближайшую неделю.


Инициаторами платежей являются менеджеры служб предприятия, ведущие договоры. Они составляют поручение на платеж (утвержденной формы), которое акцептуется руководителем данного ЦФО, проверяется ответственным исполнителем казначейства, подписывается главным бухгалтером и руководителем казначейства и окончательно согласовывается с распорядителем кредитов (обычно финансовым директором, в особых случаях — генеральным). У нас это достаточно простая процедура, которая подробно прописана в специальном регламенте, утвержденном генеральным директором.

          Пример регламента определения приоритета платежей торговой компании

          Каждой статье расходования денежных средств присваивается один из следующих платежных приоритетов:

          • приоритет первой очереди — платежи, задержка по которым может вызвать серьезные негативные последствия для компании, например штрафные санкции или ухудшение деловой репутации. К таким платежам относятся оплата налогов и погашение кредитов. Оплачиваются финансовой службой строго в соответствии со сроком платежа, указанным в заявке;
          • приоритет второй очереди — платежи, по которым допустима задержка оплаты на срок до трех банковских дней без серьезных негативных последствий для компании (выплата заработной платы, оплата основным поставщикам);
          • приоритет третьей очереди — платежи, по которым допустим перенос сроков оплаты более чем на три банковских дня. При невыполнении плана поступлений по выручке финансовая служба имеет право инициировать сокращение таких статей в бюджете или отмену таких платежей. Если финансовая служба изменила сроки платежа, указанные его инициатором в заявке на оплату, то она обязательно извещает инициатора об этом.

Приоритет платежей

На практике нередко возникает ситуация, когда план поступлений не выполняется, а план расходования денежных средств исполняется в полном объеме, соответственно общая сумма заявок на оплату превышает реальное поступление денежных средств. Чтобы избежать кассовых разрывов, целесообразно ранжировать все платежи по степени их приоритетности или значимости. Статьи с наиболее высоким приоритетом оплачиваются в обязательном порядке, статьи с пониженным приоритетом — при выполнении дополнительных условий. Например, заявки на оплату задолженности перед основными поставщиками продукции, налогов и др. оплачиваются в первую очередь, тогда как расходы на обучение, модернизацию оргтехники финансируются при выполнении плана продаж не менее чем на 90% (см. «Пример регламента определения приоритета платежей торговой компании»).

По мнению Антона Ходарева, финансового директора компании «Сапсан», в условиях нехватки денежных средств в первую очередь должны осуществляться выплаты по тем обязательствам, нарушение которых приведет к наибольшим финансовым потерям (выраженным в пенях и штрафах, простоях производства и др.).

Личный опыт

Александр Зайцев, заместитель директора казначейства ОАО «Аэрофлот»
Приоритетность платежей в нашей компании определяется сроками оплаты счетов и договоров, учитываемыми при составлении платежного календаря, который и устанавливает внутреннюю очередность платежей. Статьи расходов, позволяющие при необходимости сдвигать сроки оплаты счетов, предоставляют возможность для маневра при временном недостатке средств

Федор Башкиров, начальник казначейства аграрной инвестиционной компании «АГРИКО» (Москва)
Очередность платежей в нашей компании определяется согласно текущему исполнению месячного бюджета движения денежных средств, в котором выплаты привязаны к соответствующим поступлениям. При этом учитываются условия расчетов по договорам и требования законодательства относительно крайних сроков уплаты налогов (например НДС).

Кроме того, высшее руководство обладает полномочиями по изменению очередности платежей.

Например, финансовый руководитель может поставить в «первую» очередь платеж, однако должен обязательно определить, за счет каких источников (в том числе дополнительных) он будет осуществлен или взамен какого платежа он может быть произведен без ущерба для финансовой устойчивости предприятия.

Формирование платежного календаря

Основная цель платежного календаря — формирование графика денежных потоков на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобы гарантировать оплату всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов.

Платежный календарь может иметь разное представление в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений соответствующих сотрудников. Однако он обязательно должен содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и их источникам (см. табл. 2).

При формировании платежного календаря на месяц потребуется смоделировать распределение запланированных денежных потоков по неделям и дням (см. табл. 3). Понимание распределения расходов во времени поможет выявить наиболее рисковые с точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты и провести мероприятия по перераспределению бремени платежей, например разнести на разные недели выплату заработной платы и перечисление в бюджет налогов, вовремя воспользоваться кредитом.

Таблица 2. Пример платежного календаря, тыс. у.е.
Статья Дата/план-факт Итого за месяц Прогноз отклонений от бюджета
1 июня 2 июня 4 июня 5 июня 6 июня 9 июня 30 июня
факт факт факт план план план план
Текущая деятельность
Поступления от клиентов 120 100 90 100 100 100 100 918 -82
Прочие поступления 28 78 -2
Итого поступления 148 100 90 100 100 100 100 996 -84
Оплата основным поставщикам -50 -90 -100 -150 -500 -50
Заработная плата -98 -98 2
Премии -30 0
НДС -40 0
Налог на прибыль -20 0
Расходы на рекламу -10 -5 -15 0
Аренда -20 -20 -20
Хозрасходы -9 -10 -10 -29 1
Итого выбытия -98 -9 -50 -10 -90 -110 -185 -752 -67
Сальдо по текущей деятельности 50 91 40 90 10 -10 -85 304 -246
Сальдо на конец периода 6 2 2 2 22 22 22 22 12
Таблица 3. Пример распределения платежей, тыс. у.е.
Статья Способ распределения Итого за месяц Неделя/кол-во рабочих дней
1/5 2/4 3/5 4/6
Поступления от клиента Пропорционально количеству рабочих дней 1000 250 200 250 300
Налоги с ФОТ 2-я неделя; до 15-го календарного дня месяца -6 -6
НДС 3-я неделя; до 20-го календарного дня месяца -30 -30
Аренда офиса 4-я неделя; до конца месяца -8 -8
Реклама, оплата за выставку 2-я неделя; до 10-го календарного дня месяца -10 -10
Реклама, оплата буклетов 4-я неделя (в соответствии с договором) -4 -4
Оплата основным поставщикам В соответствии с графиком закупок и договором (50% — предоплата за 2 недели до поставки, 50% — в течение трех дней с даты поставки) -800 -200 -150 -200 -250
Хозяйственные расходы Еженедельно равными долями -2 -0,5 -0,5 -0,5 -0,5
Заработная плата 1-я неделя; 2-й рабочий день месяца -20 -20
Непредвиденные расходы Еженедельно равными долями -2 -0,5 -0,5 -0,5 -0,5

Платежный календарь составляется на основании заявок на оплату, поданных и утвержденных в соответствии с регламентом прохождения платежей в компании. Все заявки регистрируются в реестре, в котором отражается необходимая информация о ходе согласования и оплате каждой из них (см. табл. 4).

Реестр может содержать и другую аналитическую информацию, необходимую для оперативного управления платежами, например название центра финансовой ответственности, к которому относится заявленный платеж, валюту платежа и соответствующий курс к валюте бюджетирования, название юридического лица, от имени которого будет осуществляться платеж, доступный лимит по статье платежа.

Личный опыт

Александр Иванов, начальник финансового отдела ОАО «Кулебакский металлургический завод»
Основным документом, определяющим величину и структуру платежей в текущем периоде, является платежный баланс предприятия. Он формируется на каждый календарный месяц плановым отделом на основании представленных соответствующими службами данных о планируемых объемах и условиях продаж продукции, закупок сырья и материалов, об объемах основного и вспомогательного производств, о фонде оплаты труда, начислении налогов и т.д. Платежный баланс предусматривает как суммы первоочередных платежей, так и выплат, относящихся ко второй очереди

Александр Романов, начальник отдела финансового контроллинга и прогнозирования департамента корпоративных финансов ОАО «Российские железные дороги»
В ОАО «РЖД» бюджет движения денежных средств (БДДС) представляет собой детализированный план, который строится в разрезе функциональных статей.
БДДС состоит из доходной и расходной частей, причем возможность финансирования ключевых расходных статей увязана с выполнением плана взыскания денежных средств по доходным статьям. Плановый БДДС формируется департаментом корпоративных финансов и доводится до филиалов компании до начала планируемого периода (квартал с разбивкой по месяцам). Контролирует исполнение БДДС департамент «Казначейство», к региональным представительствам которого «привязан» каждый филиал компании. За счет прямого подчинения аппарату управления ОАО «РЖД» этот контрольный орган не зависит от руководства региональных филиалов, что практически полностью исключает влияние «человеческого фактора». Департамент «Казначейство» контролирует исполнение БДДС и выявляет причины отклонений, а также предварительно анализирует каждую заявку на платеж на предмет соответствия бюджетам. Кроме того, между ОАО «РЖД» и банками, обслуживающими счета компании, заключены договоры банковского счета, предусматривающие невозможность приемки банком платежного поручения подразделения ОАО «РЖД» без его предварительного акцепта региональным казначеем.

Автоматизация бизнес-процессов финансового управления

Для поддержки оперативного управления денежными потоками потребуется автоматизация соответствующих бизнес-процессов. Выбранное программное обеспечение должно позволять:

  • создавать электронные учетные документы платежной системы (например, заявки на оплату);
  • формировать электронную отчетность, необходимую для контроля исполнения платежей, выполнения регламентов платежной системы, бюджетов движения денежных средств, к примеру платежного календаря;
  • реализовать поддержку процедур контроля и согласования (бюджетов, заявок на оплату и пр.). Например, заявки, неакцептованные начальником соответствующего ЦФО, и заявки на оплату не видны для других участников бизнес-процесса, но как только заявка акцептована, она автоматически направляется на рассмотрение финансовому менеджеру;
  • разграничить права доступа к финансовой информации для разных уровней ответственности в компании. К примеру, начальник ЦФО видит в системе только заявки по своему бизнес-направлению.

До сих пор достаточно много предприятий используют для автоматизации бизнес-процессов управления денежными потоками Excel и прочие непрофильные программы, однако такой способ имеет ряд существенных недостатков: низкая оперативность в отражении информации и формировании отчетности, незащищенность от сбоев, проблема двойного ввода данных. В настоящее время все больше компаний склоняется к выбору специализированного программного обеспечения, например, достаточно популярными являются решения на базе программ семейства «1С».

Личный опыт

Денис Яклаков, начальник управления финансового планирования и контроля ЗАО «ТД «Перекресток» (Москва)
Используемая в нашей компании автоматизированная система бюджетного учета, в которой реализована функция управления расходами, позволяет решить сразу две основные задачи. С одной стороны, проводится автоматический контроль заявок на соответствие бюджетным лимитам, с другой — утвержденные заявки формируют фактические данные об исполнении бюджета и операционного плана компании

Александр Иванов, начальник финансового отдела ОАО «Кулебакский металлургический завод»
В идеале система управления денежными потоками должна быть интегрирована в компьютерную информационную систему предприятия. К сожалению, на предприятиях, где я работал, для этих целей использовался в основном Excel. Замечу, что само по себе это не мешало системно планировать и контролировать поступления и платежи, формировать регулярную (ежедневную, еженедельную и ежемесячную) казначейскую отчетность при оборотах порядка 200–250 млн руб. в месяц. Однако такой подход предполагает существенные затраты времени на актуализацию и обработку данных.

Федор Башкиров, начальник казначейства аграрной инвестиционной компании «АГРИКО» (Москва)
Автоматизация процесса управления денежными средствами существенно повышает скорость и качество принятия управленческих решений. У нас данный процесс реализован в программе Excel и, надо отметить, что проблем с использованием не возникает. Форматы и регламент заполнения таблиц создавались постепенно исходя из потребностей заинтересованных пользователей. В настоящее время параллельно с использованием Excel разрабатывается система управления денежными потоками на базе «1С:Предприятие», в которой мы стараемся учесть все наработки по управлению денежными средствами с помощью электронных таблиц.

Андрей Кленин, финансовый директор компании «Патэрсон» (Москва)
В нашей компании используется программное обеспечение на базе электронной почты, позволяющее участникам процесса работать в нем независимо от своего местоположения. Это очень удобно, если взаимодействуешь с 14 филиалами в трех часовых поясах. При этом, если человек уходит в отпуск, достаточно переадресовать его почту на заместителя, чтобы тот смог исполнять временно возложенные на него функции в платежной системе.

Таблица 4. Реестр заявок на 6 июня 2006 года
Оплатить до Исполнение Назначение платежа Тип оплаты Статья БДДС Сумма, руб. Согласование
Руководитель ЦФО ФМ ФД ГД
1201 1 июня Оплачено Оплата поставщику ООО «Нилит» Б/нал. Оплата основным поставщикам 20 000 + + + 0
1202 1 июня Оплачено Оплата поставщику ЗАО «ЭМИ» Б/нал. Оплата основным поставщикам 10 000 + + + 0
1203 1 июня Оплачено Б/нал. Оплата основным поставщикам 10 000 + + + 0
1204 2 июня Оплачено Заработная плата за январь Нал. Заработная плата 98 000 + + 0 0
1205 6 июня К оплате Покупка канцтоваров Нал. Хозяйственные расходы 9400 + + 0 0
1206 6 июня К оплате Оплата поставщику ЗАО «Авангард» Б/нал. Оплата основным поставщикам 50 000 + + + 0
1207 7 июня К оплате Оплата за упаковочную линию Б/нал. Производственное оборудование 10 000 + + + +
1208 8 июня К оплате Оплата поставщику ЗАО «ЭМИ» Б/нал. Оплата основным поставщикам 50 000 + + - 0

Условные обозначения:

Б/нал. — безналичный расчет; Нал. — наличный расчет; ФМ — финансовый менеджер; ФД — финансовый директор;

ГД — генеральный директор; «+» — заявка согласована; «-» — заявка не согласована; «0» — согласование не требуется.

Внедрение системы управления денежными потоками

В заключение хочется подчеркнуть, что когда бизнес-процессы финансового управления определены и оптимизированы, а соответствующие регламенты разработаны и утверждены, начинается самое сложное — их внедрение в ежедневную практику работы компании. Перенос правильной платежной системы с бумаги на практику является наиболее трудоемким. В частности, сложно бывает искоренить внеплановые платежи, например платежи, которые являются типичными и предсказуемыми, но по каким-то причинам не запланированы, а также платежи, инициированные с нарушением внутренних правил.

Практика показывает, что если в компании более 5% платежей является внеплановыми или идут в нарушение внутреннего порядка осуществления платежей, то, скорее всего, это свидетельствует о неотлаженности внутренних бизнес-процессов управления денежными потоками, некорректных внутренних регламентах осуществления платежей либо проблемах с финансовой дисциплиной.

Личный опыт

Александр Иванов, начальник финансового отдела ОАО «Кулебакский металлургический завод»
В нашей компании, конечно, возникали небольшие трудности с персоналом при внедрении системы управления денежными потоками. Вызваны они были в основном изменениями в порядке принятия решений. Если в процессе разработки регламентов советоваться с сотрудниками независимо от должности о том, как сделать лучше, то сопротивления, скорее всего, не будет. А для преодоления сознательного сопротивления, особенно вызванного корыстными интересами, у финансового директора должно хватать «административного ресурса».

Федор Башкиров, начальник казначейства аграрной инвестиционной компании «АГРИКО» (Москва)
При внедрении системы управления денежными потоками в первое время возникали конфликты с линейными службами, которым было достаточно трудно оценить ее пользу. Заручившись поддержкой руководства, финансовая служба проводила постоянную разъяснительную работу с коллегами, благодаря чему ситуацию удалось изменить. Уже через пару месяцев даже ярые противники признали, что после запуска системы прогнозируемость и скорость оплаты заявок возросли, что положительно сказалось на взаимоотношениях с контрагентами.

Автоматизация управления платежами в холдинге

Виктор Шапкин, начальник отдела управленческой отчетности и ПЭО L’Etoile, Sephora ООО «Алькор и Ко», канд. экон. наук (Москва)

Нужно отметить, что управление денежными потоками будет результативным, если внутренние регламенты соблюдают все сотрудники. Если в компании сохранится ситуация, когда, например, генеральный директор или собственник может расходовать денежные средства в обход внутренних положений (например, на представительские расходы либо в качестве изъятия капитала из компании), то финансовый директор не сможет выполнять обязательства по обеспечению своевременности оплаты по заявкам, поданным в соответствии с регламентами. И наоборот, правильно организованные бизнес-процессы прохождения платежей позволяют финансовому директору гарантировать, что все заявленные платежи будут произведены в установленные сроки.

Для компании, имеющей несколько региональных филиалов, можно реализовать следующую модель бизнес-процессов управления денежными потоками. Инициатор платежа готовит бумажную заявку, в которой указывает параметры платежа: контрагент, срок, номер счета, статья бюджетного классификатора и т.д.

Заявка, подписанная владельцем бюджета, передается в финансовый департамент и вводится в учетную систему в качестве документа «Заявка на платеж». В филиалах компании заявка вводится сотрудником финансового департамента и автоматически передается в Москву.

Учетная система, в которой ведется управление денежными потоками, интегрирована с системой учета товарно-материальных ценностей, что позволяет автоматически формировать заявки на оплату товаров и материалов по данным счетов-фактур.

Все введенные заявки получают статус «Новая», который позволяет рассматривать их, но не дает возможности совершить платеж. Заявка имеет плановую дату оплаты. Далее она должна пройти два этапа: бюджетный контроль и постановку на оплату.

На первом этапе сотрудник, ответственный за бюджетный контроль, проверяет соответствие заявки лимиту, установленному в бюджете. Если заявка не проходит бюджетный контроль, то она приобретает статус «Недостаточно лимита» и требует дополнительного согласования и определения источников финансирования.

Следующий этап — рассмотрение заявки казначейством и постановка ее в график платежей. Для этого ей присваивается статус «К оплате». Это можно сделать как вручную, так и автоматически. Сотрудник казначейства может отклонить заявку либо приостановить ее, присвоив ей соответствующий статус, если у него возникают сомнения в правильности платежа. На основании заявок, которым присвоен статус «К оплате», строится график платежей на ближайшую неделю и утверждается финансовым директором. При рассмотрении графика платежей могут быть выявлены кассовые разрывы. В этой ситуации ответственный сотрудник принимает решение о возможности переноса отдельных заявок на другую дату. Платежи осуществляются через систему «банк-клиент» и только на основании заявки со статусом «К оплате». В филиалах, где нет возможности организовать автоматическую выгрузку платежных поручений в систему «банк-клиент», контроль исполнения заявки осуществляется на уровне разнесения выписки: все заявки поступают в систему, в которой ведется бухгалтерский учет, и при разнесении выписки платежи должны быть сопоставлены с заявками, по которым осуществлялся платеж. Если платеж не сопоставлен или совершен без заявки, то невозможно будет провести выписку в бухгалтерской учетной системе. Разнесенная выписка автоматически выгружается в Москву на следующий день после осуществления платежа. Казначейство, используя эту информацию, может проанализировать все произведенные компанией оплаты. Владельцы бюджета имеют доступ к заявкам в рамках своего ЦФО и могут оперативно отслеживать изменение статуса своей заявки.

1 В настоящее время в данной компании не работает. — Примеч. редакции.

Добавить фирму Добавить прайс


ООО «»
Введено в действие с
"27"_апреля_ 2001 г.
Стандарт Компании
Порядок согласования, оформления и проведения платежей в Компании
Версия 1.0
г. Москва
2001г.

Предисловие
Разработано
Утверждено Распоряжение от «26» 2001г. № 58-Р
Подразделение Отдел консалтинга
Изменено
Подразделение
Оглавление
1.Введение 3
2.Общие положения 3
3.Порядок исполнения Задания на платеж 4
Приложение 1 Форма Задания на платеж 5
Приложение 2 Схема прохождения Задания на платеж в АРИСе 7

1. Введение
1.1. Настоящий Стандарт устанавливает порядок прохождения платежей в ООО «»;
1.2. Принятые термины и обозначения.
- Компания - ООО “”.
- Бюджет Компании – (далее – Бюджет) - документ, определяющий направления, объемы и формы поступления и расходования средств Компании за установленный бюджетный период.
- Смета расходов Компании – (далее – Смета) – составная часть бюджета Компании, отражающая затраты на содержание аппарата управления (стоимость рабочих мест и страховые выплаты). Смета формируется на год, квартал, месяц. Смета ведется в разрезе подразделений Компании.
? Задание на платеж (далее – Задание) - документ, являющийся основанием для осуществления платежей.
? Исполнение задания на платеж - списание средств, указанных в Задании, с одного из счетов Компании.
- Стоимость содержания рабочего места – составная часть расходной части бюджета Компании (сметы) - величина расходов, отражающая затраты на ИТ, аренду, содержание и обслуживание рабочего места сотрудника Компании.
- Реестр на оплату – (далее – Реестр) - список подлежащих проведению платежей, предоставляемый Управлением консолидированных финансов в Бухгалтерию, с приложением соответствующих ЗП;
- Исполнитель Задания на платеж (далее – Исполнитель) – сотрудник Компании, инициирующий платеж в рамках утвержденного бюджета (сметы расходов). Исполнитель несет ответственность за:
- достоверность информации, содержащейся в платежных документах;
- правильность оформления платежных документов и полноту пакета документов;
- наличие всех согласующих подписей на Задании.
- Согласующее лицо – должностное лицо Компании, визирующее Задание на платеж. Назначается Президентом Компании или лицом, им уполномоченным. При необходимости согласующее лицо имеет право потребовать от Исполнителя дополнительные комментарии и разъяснения по проводимому платежу.
1.3. В выполнении операций, предусмотренных данным Стандартом, участвуют:
- Инициатор платежа;
- Управление Корпоративных Финансов (далее -УКФ);
- Бухгалтерия Компании - (далее – Бухгалтерия);
- Отдел финансового планирования и бюджета (далее – ОФП)
- Президент Компании или лицо, им уполномоченное (далее – Президент).
2. Общие положения
2.1. Все платежи, проводимые со счетов Компании, оформляются Заданием на платеж. Задание на платеж является внутренним платежным документом.
2.2. Задание на платеж проходит согласование в бумажном виде с приложением всех сопроводительных документов.
2.3. Согласующее лицо должно принять решение о согласовании или не согласовании Задания на платеж в течение 1 рабочего дня:
- если Задание на платеж поступило до 13.00 текущего дня согласующее лицо обязано принять решение о согласовании текущим днем;
- если Задание на платеж поступило после 13.00 согласующее лицо имеет право принять решение следующим рабочим днем до 13.00.
2.3.1. Задание на платеж и комплект сопроводительных документов хранится в Бухгалтерии Компании.
3. Порядок исполнения Задания на платеж.
3.1. Оформление и исполнение
3.1.1. Исполнитель:
- оформляет “Задание на платёж” по форме Приложения 1, при этом в соответствующих графах Задания указываются Организация-плательщик, реквизиты документа (Договор, Акт, Счет-фактура и т.д.), являющегося основанием данного платежа, сумма, назначение платежа и реквизиты получателя, наименование проекта (в рамках бюджета которого осуществляется платеж);
- подписывает Задание у руководителя подразделения или руководителя проекта;
- проставляет Код проекта (если платеж осуществляется в рамках реализуемого проекта) или указывается принадлежность платежа к текущей хозяйственной деятельности Компании;
- формирует Пояснительную записку к Заданию с комментариями и разъяснениями по проводимому платежу;
- направляет Задание в ОФП.
3.1.2. ОФП:
- проверяет наличие средств в бюджете Компании (смете расходов);
- определяет приоритетность платежей и возможность их осуществления в рамках утвержденного бюджета Компании;
- проверяет не превышение заявленных платежей накопленным итогом общему бюджету проекта/мероприятия;
- подписывает Задание и направляет его в Бухгалтерию либо возвращают его Исполнителю с указанием причины отказа в согласовании.
3.1.3. Бухгалтерия:
- осуществляет общий контроль за наличием оснований платежа и правильностью оформления документов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета;
- осуществляет оплату с расчетного счета Компании (отражает платеж в бухгалтерском учете);
- рассматривает платеж с точки зрения налоговой оптимизации и принимает решение об отнесении платежа на прибыль/себестоимость;
- отвечает за налоговую оптимизацию расходов;
- подписывает Задание и направляет его на согласование Президенту, либо возвращает его Исполнителю с указанием причины отказа в согласовании.
- На основании подписанного Президентом Задания проводит платеж в соответствии с действующим в Компании регламентом.
- Передает в ОФП информацию об осуществленных платежах для ведения Реестра платежей и учета расходов по проектам.

Приложение 1
Форма Задания на платеж
На одном листе

(рассылается отдельным файлом)

Приложение 2
Схема прохождения Задания на платеж
На одном листе

Чтобы избежать кассовых разрывов из-за отсутствия контроля над текущими платежами, руководство компании RALF RINGER разработало положение, четко регламентирующее внутренний документооборот заявок на платеж. В результате на согласование платежа уходит не более трех дней, а отклонения запланированных платежей от фактических минимальны.

Положение о порядке оформления документов для проведения наличных и безналичных расчетов в компании RALF RINGER разработано и внедрено в 2009 году. Его главной задачей было обеспечить соответствие фактических выплат платежам, заложенным в бюджете движения денежных средств . По мнению Алексея Пурусова, финансового директора компании, этот документ не только решил проблемы строгого исполнения бюджета, но и свел к минимуму риск проведения несанкционированных оплат, а также любых злоупотреблений со стороны сотрудников компании.

В положении, используемом компанией, подробно описываются все этапы согласования и осуществления выплат - начиная с заполнения заявки сотрудником подразделения и заканчивая отправкой платежных поручений в банк. Кроме того, в документе указаны сроки и последовательность согласования заявок, а также время, которое отводится для выполнения тех или иных операций, связанных с управлением исходящими денежными потоками . Каждая заявка на платеж проходит как минимум четыре уровня контроля.

Благодаря жесткому контролю времени по каждому из этапов, на согласование платежа уходит не более трех дней. А для экстренных случаев предусмотрена сокращенная процедура визирования заявки и оплаты.

Положение о порядке оформления документов для проведения наличных и безналичных расчетов денежными средствами (извлечение)
комментирует Алексей Пурусов, финансовый директор RALF RINGER

I. Общие положения

1.1.Инструкция разработана в целях стандартизации деятельности по обеспечению плановости в вопросах финансовой деятельности. Данная инструкция определяет порядок оформления ожидаемого платежа и основные требования к инициатору платежа по подаче заявки на своевременный платеж.

1.2.Своевременность реализации каждой заявки в первую очередь зависит от подачи надлежаще оформленной заявки на платеж в установленные сроки.

1.3.Срок подачи инициатором платежа заявки - три дня до ожидаемого срока платежа.

1.4.Заявка на платеж дает право на проведение расчетов, оплат, расходования денежных средств компании.

1.5.Запрещается выдача, получение, проведение расчетов с внешними контрагентами, а также внутрифирменное движение денежных средств без надлежаще оформленной заявки на платеж.

1.6.Оплата производится при наличии надлежаще заполненной и согласованной заявки. Надлежаще оформленной считается заявка, заполненная в соответствии с инструкцией и с наличием переданных документов для проведения оплат (счет, акт выполненных работ, копия договора при необходимости и т. п.).

1.7. Ответственным лицом от департамента за инициирование платежа по статьям бюджета движения денежных средств может быть должностное лицо, обозначенное в списке руководителей ЦФО.

2. Правила оформления заявки на платеж

2.1. В каждой заявке на платеж специалист, инициирующий платеж (денежных средств), обязан последовательно указать в графах заявки на платеж следующие данные:

2.1.2.В опции «Операция» выбрать соответствующую операцию:

«оплата поставщику» - расчеты за ТМЦ, работы, услуги;

«прочие расчеты с контрагентами» - расчеты за таможню, штрафы, СЭС, пошлины, пени и т. п.;

«возврат денежных средств покупателю»;

«выдача денежных средств подотчетнику»;

«перечисление налогов» - расчеты с госорганами по налогам, штрафам ИФМС, пени по просрочке налогов, пособия по уходу за ребенком, отчисления от ФОТ;

Если заявка будет подана позже, велика вероятность того, что выплаты в требуемый срок не будут осуществлены. Это жесткое правило дисциплинирует сотрудников и избавляет от привычки все делать в последний момент.

Это не означает, что все заявки инициируются только руководителями ЦФО. Но руководители центров финансовой ответственности обязательно согласуют платежи, заявляемые сотрудниками ЦФО. В целом по компании 34 центра финансовой ответственности.

- «снятие наличных» - получение денежных средств из банка в кассу юридического лица;

«перечисление заработной платы на карты» - безналичные переводы сотрудникам ГК RALF RINGER (аванс, заработная плата) на карты или индивидуальные счета сотрудников;

«перечисление комиссии по картам» - оплата комиссии за перечисление на карты.

2.1.3. В опции «Расчеты с контрагентом»:

дата расхода (крайний Срок платежа) - указать срок ожидаемого осуществления платежа;

валюта платежа - выбрать валюту, в которой будет производиться расчет с контрагентом- Все расчеты на территории РФ проводятся в рублях;

контрагент - выбрать наименование получателя платежа;

договор - выбрать договор;

сумма необходимых средств - заполняется цифрами;

форма оплаты - выбрать наличные, безналичные;

статья движения денежных средств - выбрать в соответствии с утвержденными статьями бюджета;

организация (плательщик) - следует указать источник осуществления платежа, от которого будут осуществлены ожидаемые платежи, - наименование юридического лица;

центр финансовой ответственности ЦФО - наименование департамента или отдела держателя бюджета;

«ответственный» - проставляются автоматически;

комментарии (назначение платежа) - обосновать целесообразность предстоящих затрат. При безналичной оплате необходимо указать точную формулировку платежа, которая должна быть отражена в платежном поручении, с обязательным выделением НДС и указанием ставки. Если платеж не облагается НДС, необходимо указать «НДС не облагается».

3. Порядок согласования заявки на платеж

3.1. Специалист, инициирующий осуществление платежа, заверяет оформленную заявку своей подписью в графе «Ответственный», и затем она переходит на стадию согласования:

1-й уровень - согласование с руководителем ЦФО;

2-й уровень - согласование с руководителем департамента (отдела или направления);

3-й уровень - согласование с бюджетным контролером;

4-й уровень - согласование с контролером управления учета;

5-й уровень - согласование с бухгалтерией;

6-й уровень - согласование с финансовым контролером.

При указании сроков исполнения платежа инициатор заявки должен учитывать, что с момента ее получения до непосредственного перевода средств необходимо не менее трех рабочих дней.

У каждого ЦФО есть свои статьи в бюджете движения денежных средств. Ошибка в указании ЦФО, разумеется, еще не грозит перерасходом, а вот в том, что заявка попадет на согласование не к тому руководителю, можно быть уверенным. А тот, в свою очередь, вернет ее на доработку. Кстати, контроль платежей в разрезе не только статей, но и ЦФО позволяет лучше следить за исполнением бюджета.

3.2. Инициатор заявки на платеж обязан до срока согласования бухгалтерией предоставить все надлежаще оформленные первичные документы в бухгалтерию того юридического лица, от которого производится оплата.

Согласование заявки на оплату бухгалтерией осуществляется главными бухгалтерами или ответственными сотрудниками бухгалтерии юридического лица (плательщика), назначенными руководителем подразделения. Ответственный сотрудник отдела бухгалтерии согласовывает заявку на оплату только в разрезе своего юридического лица, на основании имеющейся первичной учетной документации по хозяйственной деятельности юридического лица и подтверждающей необходимость проведения данной оплаты.

3.3. Финансовый контролер проводит платежи на основании утвержденного на текущий банковский день потока денежных средств и приоритетности заявки на оплату.

3.6. Заявка на платеж получает статус «Отклонена» только в случае отказа от платежа или запрета проведения платежа. Заявка на платеж, помещенная в папку «Отклонена», удаляется автоматически из базы на следующий рабочий день.

5. Сроки согласования заявки на платеж

5.1. Заявка на платеж со статусом «На утверждение» проходит согласование в следующие сроки:

руководителями ЦФО - в течение текущего рабочего дня;

руководителем департамента - в течение текущего рабочего дня;

бюджетным контролером - с 15.00 до 16.30 текущего рабочего дня;

контролером управления учета - до 17.00;

бухгалтерией - до 17.30;

финансовым контролером - в момент распределения денежных средств и определения их потоков с 10.30 до 12.30 по заявкам, находящимся в папке финансового контроля.

Поводом для отклонения заявки может быть превышение бюджетного лимита по данной статье или, например, отсутствие бухгалтерских документов, подтверждающих обоснованность проведения платежа. Заявки могут быть направлены на доработку, но с указанием причины такого решения.

Бюджетный контролер согласовывает все заявки без исключения. Главная задача - проверить будущие выплаты на соответствие лимитам, установленным в бюджете движения денежных средств.

Рано или поздно каждая компания сталкивается с необходимостью упорядочивания системы оперативного финансового планирования. Чтобы она была работоспособной, порой достаточно создать подробный регламент. Простые, но трудоемкие операции выгодно автоматизировать.

Проблема времени и денег

У «Л’Этуаль» разветвленная филиальная структура. Центральный офис расположен в Москве, из него осуществляется управление филиалами, находящимися более чем в 50 крупных городах. Исторически сложилось так, что исполнением платежей занималась бухгалтерия корпоративного центра. В ней же велись реестры периодических платежей, собирались первичные документы (накладные, счета и пр.) от всех филиалов. Бухгалтеры в филиалах самостоятельно управляли расчетными счетами и осуществляли платежи на основании имеющихся договоров, счетов, накладных.

При таком подходе возможности оперативно контролировать исполнение платежей у компании не было. Нередко платежи осуществлялись не по мере срочности, определяемой договорными условиями, а по факту поступления документов. Поэтому выплаты, которые можно было отложить, проводились раньше времени, первостепенные же, напротив, задерживались. Разовый платеж филиала превращался в проблему – требовалось согласие центрального офиса на его проведение, для чего приходилось вести электронную переписку. Центр, в свою очередь, для целей контроля запрашивал от филиалов подтверждение факта и даты платежа, а значит, снова приходилось тратить время на переписку и предоставление документов.

Спланировать финансовые потоки было очень сложно. От нескольких десятков филиалов поступали реестры предстоящих платежей в таблицах Excel. Несколько дней уходило только на то, чтобы составить сводный план. Поскольку расчеты с контрагентами велись филиалами самостоятельно, выделить внутригрупповые операции было совсем не просто. К тому же филиалы вводили в учетные системы сведения о контрагентах по своему усмотрению, из-за отсутствия унификации в консолидированных данных появлялось до 20–30 одинаковых контрагентов. Подобное положение дел создавало угрозу платежеспособности компании, ухудшались взаимоотношения с клиентами и поставщиками.

Чтобы избавиться от перечисленных проблем, руководство финансового отдела приняло решение создать детальный регламент планирования. Документ жестко разграничил функции и зоны ответственности всех участников планирования и управления платежами. Согласно регламенту, ответственность за формирование оперативных финансовых планов и исполнение платежей возлагалась на казначейство, входящее в состав финансового департамента. Типовые процедуры оперативного планирования были автоматизированы в модуле «Казначейство» системы «1С: Бухгалтерия 7.7».

Подготовительная работа

В ходе подготовки регламента были описаны финансовая и управленческая струк туры компании 1 . Это позволило в даль нейшем без проблем идентифицировать инициаторов платежей и контролировать исполнение заявок. Кроме того, была раз работана единая классификация затрат и платежей.

Финансовая структурай

В финансовой структуре выделили центры финансовой ответственности (ЦФО), которыми стали функциональные подразделения (департаменты) компании. В пределах своих полномочий они отвечают за доходы и расходы и являются владельцами бюджетов. Они же выступают инициато рами платежей. Управленческая структура состоит из центров финансового учета (ЦФУ) – подразделений, выделенных по местам возникновения доходов и расходов. В компании «Л’Этуаль» это магазины. Таким образом, каждая бизнес-единица является участником и финансовой, и управленческой структуры.

Справка о компании

Первый магазин «Л’Этуаль» открылся в Москве в сентябре 1997 года. На сегодняшний день бизнес представлен несколькими десятками юридических лиц, ведущих свою деятельность практически во всех российских регионах. Более десятка тысяч наименований парфюмерно-косметической продукции реализуются под брендами «Л’Этуаль» и «Сефора» через 500 магазинов, открытых в 120 городах России. В декабре 2006 г. ООО «Алькор и Ко» , владеющее брендами, разместило облигационный займ на сумму 1,5 млрд руб.

Соотношение между ЦФО и ЦФУ мат ричное. Например, IT-департамент отве чает за все расходы, связанные с инфор мационными технологиями для любого магазина компании. С точки зрения финансовой структуры эти расходы принадлежат IT-департаменту (как ЦФО – владельцу бюджета IT-расходов), а с точки зрения финансового учета – магазину, на нужды которого они были произведены.

Классификация платежей

Все платежи было решено распределить по статьям затрат и категориям. Следовательно, требовался единый для всей компании классификатор статей затрат. В его основу лег управленческий план счетов. Статьи делятся на три группы в зависимости от вида деятельности: операционной, инвестиционной или финансовой. Фрагмент разра ботанного классификатора для операционных затрат по статье «Расходы на продажу» приведен в табл. 1 на с. 22. Всего классификатор насчитывает около 100 статей.

Таблица 1 Фрагмент классификатора статей затрат

Код классификатора Наименование
3.1.1.1 Оклады
3.1.1.2 Премии
3.1.1.3 Соцпакет
3.1.1.4 Налоги и отчисления с ФОТ
3.1.1.5 Подбор и обучение персонала
3.1.1.6 Прочие расходы на персонал
3.1.2.1 Аренда помещений
3.1.2.2 Коммунальные расходы
3.1.2.3 Ремонт помещений
3.1.3.1 Расходы на содержание автотранспорта
3.1.3.2 Расходы на страхование грузов
3.1.6 Расходы на маркетинг и рекламу
3.1.9.1 Расходы на интернет
3.1.9.2 Расходы на сотовую связь
3.1.9.3 Расходы на стационарную и прочую связь
3.1.10 Расходы на IT

В зависимости от характера все платежи компании делятся на три категории.

Периодические платежи. Однотипные платежи с заранее оговоренной суммой, например арендные платежи, эксплуатаци онные расходы. Источником информации о периодических платежах служат ранее заключенные договоры.

Разовые платежи. Платежи, имеющие случайный характер, либо сумма которых определяется на основании фактических расходов в текущем периоде, а также авансовые платежи за товар. К ним относятся, к примеру, налоги, оплата обучения персонала, хозяйственных нужд, расходы на рекламу. Выплаты осуществляются на основании счета или заявки инициатора платежа.

Платежи по договорам за ранее купленный товар. Договорные условия с тем или иным поставщиком заложены в складской учетной системе, где каждой поставке товара в момент отражения ее в учетной системе присваивается дата платежа.

Личный опыт
Максим Щибрик

В нашей компании платежи группируются по видам деятельности – операционной, инвести ционной и финансовой. В компании существует единый корпоративный справочник, в котором указаны типовые статьи доходов и расходов по каждой из групп платежей.

Платежи по финансовой деятельности производственных компаний контролируются центральным казначейством. Выплаты по инвестиционной деятельности находятся под жестким контролем финансовых служб управляющей компании и подлежат ежемесячному согласованию. Непосредственное финансирование текущих инвестиционных выплат осуществляется путем зачисления средств на счета инвестиционных компаний по согласованным схемам финансирования от центрального казначейства. Инвестиционные выплаты производятся финансовыми службами отдельных компаний холдинга. Платежи по операционной деятельности проводятся предприятиями группы самостоятельно на основании заявок, акцептованных их финансовыми службами в соответствии с ежемесячными БДДС, защищенными и утвержденными в управляющей компании холдинга.

Центральное казначейство перераспределяет выручку между производственными предприятиями группы с учетом ежедневных потребностей в финансировании операционных, инвестиционных и финансовых выплат, а при необходимости обеспечивает дополнительное фондирование за счет открытых кредитных линий.

Формирование заявок на оплату

Основными документами в системе управления платежами являются заявки на оплату. В зависимости от категории платежей они могут быть внесены несколькими способами.

Рисунок 1 Типовой график платежей

Рисунок 2 Заявка на периодический платеж

Периодические платежи . Для периоди ческих платежей ведется типовой график 2 (рис. 1). Это, по сути, справочник, в котором хранится та же самая информация, что вводится в заявку. Поскольку платежи этой группы повторяются из месяца в месяц, удобно указывать не конкретную дату платежа, а день месяца по счету. Например, по договору аренды одна и та же сумма переводится на счет арендодателя 20-го числа каждого месяца. Следовательно, 20-е число и становится днем соответствующего текущего месяца, на который запланирован платеж (в январе – 20 января 2008 года). Условия по периодическим платежам согласовываются владельцем бюджета на этапе заключения договора с контрагентами.

В конце каждого месяца на основании типового графика формируются заявки на следующий месяц (рис. 2).

Разовые платежи . Инициатор разового платежа готовит заявку в бумажном виде. В ней указываются необходимые реквизиты: плательщик, контрагент, срок платежа, номер счета, по которому осуществляется платеж, ЦФО (владелец бюджета, из которого пойдет платеж), ЦФУ (подразделение, на которое отнесут затраты), статья выплат. Заявка с приложенным счетом подписывается владельцем бюджета и передается в казначейство (представителю казначейства в филиале) не позднее, чем за неделю до предстоящего платежа. Для сокращения объемов документооборота инициатор может представить в финансовый департамент только счет на оплату с указанием всех недостающих данных прямо на счете.

Необходимо разграничить функции и зоны ответственности всех участников планирования и управления платежами

Заявка на разовый платеж (счет), полу ченная казначейством, вводится в учетную систему, в одноименную форму «Заявка на платеж» (рис. 3). Она может быть заполнена как в филиале, так и в центральном офисе для филиала. В последнем случае после ут верждения она автоматически передается в филиал.

Форма «Заявка на платеж» имеет следующие поля, которые заполняются на основании данных, указанных в бумажной заявке или счете:
- «Плательщик»: филиал, который осуществляет платеж;
- «ЦФО»: владелец бюджета, из которого осуществляется платеж;
- «ЦФУ»: подразделение, на которое от носятся затраты;
- «Контрагент» и «Договор в бухгалтерии»: реквизиты, необходимые для выгрузки в систему «Банк-клиент» и разнесения банковской выписки;
- «№ счета»: номер документа – основания платежа (счет, выписанный контрагентом или договор, или накладная);
- «Счет расхода»: счет движения денеж ных средств;
- «Дата оплаты»: срок, до которого необходимо провести платеж;
- «Валюта»;
- «Сумма платежа»;
- «Статус заявки».

При первоначальном вводе заявка получает статус «К рассмотрению», который пока не дает возможности провести оплату по ней. Чтобы заявка была удовлетворена, казначейство должно присвоить ей статус «К оплате». Если у сотрудника казначейства возникают сомнения в правильности платежа или требуются дополнительные согласования (к примеру, источники финансирования лежат вне бюджета), то он может установить заявке статус «Приостановлена» или «Отклонена».

Если платеж осуществляется по одному счету (документу-основанию), но для не скольких подразделений, то заполняется раздел «Расшифровка» – это детализация сведений о ЦФУ, необходимая для целей управленческого учета.

Платежи за ранее купленный товар. Заявки поступают из складской системы учета товарно-материальных ценностей, которая интегрирована с бухгалтерской учетной системой в режиме онлайн. Записи в системе учета ТМЦ формируются на основании на кладных и условий платежей, отраженных в договорах. Все условия согласовываются за благовременно, как и в случае с периодическими платежами, и отражаются в учетной системе как дополнительные реквизиты при внесении каждого из контрагентов. После внесения новой записи заявка на платеж формируется автоматически в течение не скольких часов.

Личный опыт
Виктор Остапенко , руководитель планово экономического управления группы компаний «Евросервис» (Санкт-Петербург)

Регламентом нашей компании установлено, что заявка должна быть подписана всеми ответственными лицами: руководителем «уполномоченного» ЦФО, главным бухгалтером юридического лица, производящего оплату (фирма, являющаяся плательщиком, стороной по договору либо юридическое лицо, с расчетного счета которого перебрасываются средства на счет фирмы-плательщика). В отдельных случаях заявка подписывается финансовым директором продуктовой компании, а иногда также и представителем службы безопасности.

Каждая заявка должна быть документально подтверждена счетом, счетом-фактурой и договором. Подпись бухгалтера доказывает, что ему предоставлены документы, являющиеся основанием для проведения платежа. Подпись руководителя ЦФО свидетельствует, что назначение, получатель и размер платежа проверены и платеж по указанной статье следует осуществить.

Рисунок 3 Заявка на разовый платеж

Рисунок 4 График платежей

Таблица 2 Отчет об исполнении заявки № 05-02502 от 26.07.07

Плательщик Екатеринбург
Центр финансовой ответственности Маркетинг
Центр финансового учета Екатеринбург 1
Контрагент Радуга ООО
Номер счета Счет № 14654/24
Счет управленческого учета 3.1.6 Маркетинг и реклама
Плановая дата оплаты 30.07.07
Валюта RUR
Документ Дата документа + -
Заявка на платеж 05-02502 26.07.07 10 000,00
Выписка 004 (30.07.07) 30.07.07 10 000,00
Остаток по заявке 0,00

Планирование платежей

С учетом утвержденных заявок, реестров периодических платежей и запросов, поступивших из складской системы, казначейство составляет план платежей на месяц.

Консолидация всех заявок, в том числе и внесенных филиалами, осуществляется с помощью встроенной функции 1С «Управление распределенными базами данных» (полностью переносит данные из одной базы данных в другую). На основании заявок строится отчет «График платежей» (рис. 4) – это один из основных от четов казначейства. Для работы с ним казначейство может использовать настройки: множественный фильтр, который позволяет ограничить вывод данных отдельными показателями, такими как статьи выплат, ЦФО, ЦФУ, контрагенты, а также функцию группировки, которая позволяет отсортировать заявки по статусам, плательщикам, датам, статьям. На основе графика платежей и уточнен ной информации о разовых платежах формируется единый для компании платежный календарь на неделю. Он детализирован по дням, статьям движения денежных средств, а также по ЦФО и ЦФУ.

Платежный календарь утверждается финансовым директором, после чего заявки рассылаются по филиалам, где на их основании формируются платежные поручения.

Личный опыт


Виктор Остапенко , руководитель планово-экономического управления группы компаний «Евросервис» (Санкт-Петербург)

В нашей компании согласованная с ответствен ными лицами заявка передается финансовому менеджеру – инициатору платежа. Он проверяет соответствие заявки утвержденным бюджетам на месяц (по сумме, срокам платежа и статье расходов), ставит на заявке свою резолюцию (с датой), дату платежа. В резолюции финансовый менеджер указывает, соответствует ли заявка утвержденному бюджету. Не соответствующая бюджету заявка подлежит включению в следующий бюджетный период либо, если платеж носит чрезвычайный характер, проходит дополнительное согласование. В этом случае финансовый менеджер может поставить на заявке более позднюю дату платежа. Утвержденная заявка включается финансовым менеджером в реестр платежей на день, назначенный бюджетным комитетом к проведению платежей, и служит основанием для оформления платежных поручений.

Каждый центр финансовой ответственности (про дуктовые компании холдинга) представляет в центральное казначейство реестр платежей на следующий месяц. На базе реестров формируется единый план платежей. Когда платеж включен в этот план, инициатор платежа (сотрудник продуктовой компании, относящийся к конкретному отделу ЦФО, на пример менеджер производственного управления сахарной компании) оформляет заявку на платеж. На основании утвержденных заявок ежедневно формируются реестры платежей на день.

Проведение платежей

Поскольку платежи осуществляются филиалами компании на местах, то после формирования и утверждения платежного календаря происходит рассылка утвержденных заявок по электронной почте. При этом используется встроенный функционал 1С «Управление распределенными базами данных». С его помощью заявки, внесенные централизованно, «выгружаются» в филиалы. У заявок, внесенных в базу филиалами, обновляется статус. В результате филиалы получают набор заявок со статусом «к оплате», на основании которых готовятся платежные поручения.

Практически все платежные поручения, сформированные в «1С», автоматически вы гружаются в систему «Банк-клиент», оставляя возможность ручной корректировки суммы, даты, адресата. Исключение составляют случаи, когда настраивать выгрузку нецелесо образно. Например, для расчетных счетов, по которым платежи редки либо их количество незначительно. Для заявки на крупную сумму порой делается несколько поручений, тогда сумма корректируется вручную.

Владельцы бюджета имеют доступ к заявкам в рамках своего ЦФО, они могут отслеживать изменение статуса заявки, факт ее оплаты в текущем режиме. Пример отчета об исполнении заявки представлен в табл. 2.

Правильность исполнения платежей контролируется при разнесении данных банковской выписки путем сопоставления параметров заявки и фактического платежа. Достаточно выбрать заявку, и все остальные реквизиты – сумма, контрагент, договор – за полняются из заявки автоматически. Это экономит время на разнесение данных из выписки. Если заявка не выбрана, то есть платеж не сопоставлен, либо сумма платежа отличается от суммы заявки, то провести выписку в бухгалтерской учетной системе невозможно.

Личный опыт
Максим Щибрик , вице-президент по финансам и экономике ЗАО «Русская медная компания» (Екатеринбург)

На уровне холдинга инструментом контроля пла тежей служит отчет об исполнении бюджета движения денежных средств, который мы готовим в трех основных формах: платежный календарь поступления денежных средств, платежный календарь плановых выплат, свод поступлений и выплат денежных средств.

Разнесенные выписки передаются фи лиалами в центральную базу. Там они консолидируются в «Отчет об исполнении платежей». Казначейство, используя эту информацию, может проанализировать все выплаты, совершенные компанией.

Выбор варианта автоматизации

Необходимо добавить несколько слов о подходе к автоматизации операций по планированию и проведению платежей, выбранном нашей компанией.

После утверждения единого платежного календаря заявки автоматически рассылаются подразделениям, осуществляющим платежи

Еще на этапе подготовки регламента стало очевидно, что оперативное планирование связано с обработкой большого объема информации. Поэтому одновременно с со зданием регламента оперативного планирования платежей началась автоматизация планирования и управления платежами. Рассматривались два принципиальных варианта: создание в «1С» отдельной базы, в которой будут накапливаться и утверждаться заявки, а также использование существующей единой бухгалтерской базы, дополненной возможностями для планирования платежей (внесение заявок напла теж, консолидация, утверждение заявок, со ставление платежного календаря, рассылка утвержденных результатов по филиалам). Первый вариант позволял гибко и оперативно вносить изменения, не создавая дополнительной нагрузки на существующую бухгалтерскую базу. Второй не требовал обмена информацией и синхронизации данных между двумя базами, что всегда сопряжено с дополнительной нагрузкой на администратора базы и риском потери информации.

Компания пошла «гибридным» путем. Сначала была создана дополнительная база. При этом обеспечивался автоматический обмен данными с бухгалтерской базой. Выплаты осуществлялись в соответствии с графиком платежей, который формировался из дополнительной базы в филиалах в виде отчета. Когда технология сбора, консолидации и утверждения заявок была от работана, эти функции были перенесены в бухгалтерскую базу, а дополнительная база отключена.

Наибольшие трудности возникли при объединении справочника «Контрагенты», данные которого используются в момент со ставления заявки. Справочник заполнялся на местах, поэтому записи разных филиалов часто дублировали друг друга. В процессе доработки функционала, необходимого для работы с заявками, в базу были внесены общие для всей компании контрагенты, повторяющиеся данные удалены, а филиалы получили право самостоятельно создавать аналитику по договорам и вносить в базу только своих контрагентов. При вводе осуществляется проверка по ИНН, чтобы из бежать дублирования данных.

Обновление системы финансового планирования позволило упростить процесс согласования платежей, сократить время на проверки соответствия данных в документах, наладить четкий контроль исполнения платежей. Существенно улучшилось качество краткосрочного планирования. Кроме того, поскольку учетные системы модифицировались собственными силами, сроки работы над новой системой оказались короче, а за траты – меньше, чем пришлось бы нести при обращении к сторонним консультантам.

Виктор Шапкин , начальник отдела управленческой отчетности и ПЭО ООО «Алькор и Ко» («Л’Этуаль», «Сефора»), канд. экон. наук.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты