27.11.2019

Повышение ставки ссудного процента возможно в случае. Повышение ставки ссудного процента – предательство или непонимание? Отличительным признаком субсидии является


Ссудный процент или, другими словами, процент по кредиту (долговой процент, учетная ставка) представляет собой денежную плату за использование финансовых ресурсов, предоставленных взаймы. Он насчитывается на протяжении определенного периода.

Особенности ссудного процента

Основным источником для выплаты ссудного процента служит доход, полученный в процессе использования займа. Величина ссудного процента не может превышать сумму полученной прибыли. Для определения его значения доход следует разделить на ссудный капитал и полученную величину умножить на сто процентов.

Кредит, как и любой другой товар, может изменять свое значение, что выражается через уменьшение или увеличение ссудного процента. Направление его движения определяется соотношением спроса и предложения на ресурсы. Размер ссудного процента зависит от:

  • величины накоплений, выступающих в роли источника кредитования;
  • цикличности производства;
  • уровня инфляции;
  • стоимости иностранной валюты.

Формы ссудного процента

Классификация ссудных ставок осуществляется по нескольким параметрам. Прежде всего, форма кредитования предполагает их деление на:

  • банковские;
  • потребительские;
  • государственные;
  • коммерческие.

В зависимости от длительности кредитования различают процент по долгосрочным, краткосрочным и среднесрочным займам. Характер финансовой операции оказывает влияние на ссудный процент. Этот критерий обуславливает его деление на процент по вкладам до востребования, срочным депозитам и кредитам. В зависимости от того, какое именно учреждение устанавливает его размер, различают банковский и учетный процент.

а) сокращение инвестиций;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение ВВП;

г) подрыв стимула хозяйственной активности населения.

а) стимулирует производительный труд;

б) способствует уменьшению разрывов в доходах лиц различных социальных категорий;

в) ведет к усилению социальной дифференциации;

г) используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами.

82. Личный доход – это:

а) весь доход, предназначенный для личных расходов, после уплаты налогов;

б) ВНП минус амортизация;

в) стоимость произведенных за год товаров и услуг;

г) доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги.

83. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:

а) распределении благ по потребностям;

б) равном распределении на душу населения;

в) нормативном распределении;

г) распределении по труду.

84. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если:

а) рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен;

б) рост реальной ставки зарплаты отстает от роста средней производительности труда;

в) индексация заработной платы отстает от инфляции;

г) повышается реальная ставка зарплаты.

85. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен форме безработицы:

а) циклической;

б) структурной;

в) фрикционной;

г) застойной.

86. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что:

а) справедливость устанавливается рынком;

б) все члены общества получают равные блага;

в) максимизирует полезность наименее обеспеченных лиц;

г) максимизирует полезность всех членов общества.

87. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарата. Вследствие этого :

а) вырос реальный национальный доход текущего года;

б) возрос перманентный доход страны;

в) вырос номинальный национальный доход текущего года;

г) национальный доход возрастет в следующем году.

88. Система обязательного социального страхования охватывает всех,кроме:

а) пенсионеров работающих по найму;

в) временно нетрудоспособных.

89. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:

а) сокращение реальной заработной платы при увеличении числа получателей трансфертных платежей;

б) нарастание дифференциации доходов и сокращение социальных программ;



в) постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов.

г) последовательное увеличение налога на прибыли, и увеличение трансфертных платежей.

90. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой – это:

а) поддержание сопоставимого уровня заработной платы в различных отраслях национальной экономики;

б) установление государством размера заработной платы и жалованья всем категориям занятых;

в) перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий;

г) противодействие инфляции.

91. Неравенство доходов – это:

а) различия в налогообложении доходов;

б) неравномерное распределение национального дохода между населением страны;

в) разница в доходах от собственности, предпринимательском доходе и трудовых доходах;

г)различия в уровне оплаты труда.

92. “Полная занятость” – это:

а) абсолютное отсутствие безработицы;

б) уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы;

в) когда число незанятых к наличной рабочей силе составляет 9-10%;

г) естественный уровень безработицы для конкретного государства.

93. Кривая Лоренца показывает:

а) степень неравномерности персонального распределения доходов;

б) ставок налогообложения от уровня доходов;

в) динамику изменения доходов за период;

г) уровень доходов различных групп населения.

94. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям :

а) политики предложения;

б) комбинированной политики

в) фискальной политики

г) кредитно-денежной политики.

95. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой:

а) уровня цен на товары и услуги;



б) нормы прибыли;

в) ставки налогообложения;

г) ставки банковского процента.

а) различия в рыночной стоимости “товарной корзины” двух разных временных периодов;

б) различия в уровнях цен двух разных стран;

в) различия между структурой производства в данном и предыдущем году;

г) разницу между уровнем оптовых и розничных цен.

97. Минимальный размер заработной платы устанавливается:

а) тарифным соглашением;

б) государством для госслужащих и предпринимателями для наемных работников;

в) государственным законом;

г) индивидуально для каждого работника.

98. Потерявший работу человек из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной формой безработицы;

б) застойной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) структурной формой безработицы.

99. Если человек болен и не может работать, то он:

а) относится к числу неполных занятых;

б) не учитывается в составе рабочей силы;

в) рассматривается, как потерявший возможность поступить на работу;

в) относится к числу безработных.

100. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям:

а) политики предложения;

в) кредитно-денежной политики;

в) фискальной политики;

г) комбинированной политики.

101.Предмет финансового права:

а).отношения по поводу оборота денежных средств

б) отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

в). научные представления по вопросам экономической деятельности

102. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это:

а).деятельность по взиманию налогов и сборов

б). деятельность по финансированию и кредитованию за счет средств бюджета

в) деятельность по сбору, распределения и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований

103. В финансовом праве в основном используется метод:

а) властных предписаний

г). сочетания императивного и диспозитивного методов

104.Финансы – это:

а).совокупность наличных денег на территории государства

б).совокупность финансовых институтов

в) отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств

105. Что является отличительной чертой метода финансового права:

а).возможность вступать в договорные отношения

б) юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений

в).возможность выбора варианта поведения из нескольких предложенных государством

106. К особенностям финансово-правовых норм относятся:

а) их преимущественно императивный характер

б).регулируют именно финансовые отношения

в).регулируют денежно-имущественные отношения

г).регулируют все экономические отношения

107. Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:

а).судебный акт суда общей юрисдикции

б).судебный акт арбитражного суда

в).постановление прокурора

г) инструкция Министерства финансово РФ

д).инструкция Министерства здравоохранения и социального развития РФ

108. Санкция финансово-правовой нормы – это:

а).обязанность субъекта финансово-правового отношения

б) мера государственного принуждения

в).объем правоспособности участника отношения

г).полномочия участника финансового правоотношения

109.В финансовом праве преобладают нормы:

а).запрещающие

б).уполномочивающие

в) обязывающие

110. Регулирование денежного обращения является функцией:

а). Правительства РФ

б). Государственной Думы РФ

г). Министерства финансов

д) Центрального банка РФ

111 . Финансовые правоотношения – это:

а) общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

б).денежные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

в).общественные отношения властного имущественного характера в сфере экономики

112. Финансовая правоспособность - это:

а) способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе

б).это способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности

в).способность лица отвечать за неисполнение и неправомерную реализацию финансовые прав и обязанностей

113. К публично-правовым образованиям как субъектам финансового права относятся:

а).органы государственной власти, организации

б).только муниципальные образования

в) Российская Федерация в целом и ее субъекты, муниципальные образования

114. Право на использование бюджетных средств относится:

а).к процессуальным бюджетным правам

б) к материальным бюджетным правам

в).правам на установление федеральных налогов и сборов

115. Центральный банк РФ как субъект финансового права относится:

а).к публично-правовым образованиям

б) к коллективным субъектам

в). к индивидуальным субъектам

116. Предварительный финансовый контроль осуществляется:

а).после проведения финансовой операции

б).во время проведения финансовой операции

в) до совершения финансовой операции

117. По результатам аудиторской проверки аудитор:

а).составляет акт проверки

б) выражает свое мнение в аудиторском заключении

в).составляет справку

118. Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:

а) осуществление государственного финансового контроля за исполнение федерального бюджета

б).проведение ревизий на государственных унитарных предприятиях

в).противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

119. Целью аудита является:

а).проверка основных средств предприятия

б).проверка прибыльности и доходности производства

в) выражение мнения о достоверности финансовой отчетности проверяемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству

120. В чьем ведении находится Федеральное казначейство:

а).Государственной думы РФ

б).Центрального банка РФ

в) Министерства финансов РФ

г).Правительства РФ

121. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме:

а) федеральных законов

б).федеральных конституционных законов

в).указов Президента

122. Какой из ниже перечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:

а).Пенсионный фонд РФ

123. Под бюджетом понимается:

а). бюджеты всех уровней

б).классификация расходов и доходов государства

в) форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

124.Бюджетный год начинается:

б). с момента утверждения закона о бюджете

125. В Российской Федерации бюджетная система включает в себя:

а).бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ

б).государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

в) бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов

126. В состав доходов бюджетной системы входят:

а).оборотная кассовая наличность и прочие доходы

б) налоговые и неналоговые доходы

в).безвозмездные перечисления в виде дотаций, субвенций, субсидий

г).доходы от ведения предпринимательской деятельности ее субъектами

127.Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:

а).субвенций и дотаций

б).субвенций и субсидий

в).субсидий и дотаций

г) дотаций

128.Расходы бюджетов осуществляются в форме:

а) бюджетных ассигнований

б).бюджетных обязательств

в).расходных обязательств

129. Первичное (исходное) правоотношение, в рамках которого возникает обязанность выплатить средства из бюджета:

а) расходное обязательство

б).бюджетное обязательство

в).расходы бюджета

130. Обязанной стороной в расходном обязательстве является:

а).Центральный банк РФ

б) публично – правовое образование

в).организации и физические лица

131. Публичное обязательство может быть предусмотрено:

а).договором

б) только законом

в).как законом, так и договором

132. Расходы бюджета – это:

а).денежные средства, направляемые на финансирование государственных

б).организаций и учреждений

в) денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

г).денежные средства, выделяемые из федерального бюджета

133.Бюджетный процесс – это:

а).деятельность органов бюджетного контроля по выявлению бюджетных правонарушений и взысканию причиненного ущерба

б) деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентированная бюджетным законодательством, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за составлением, рассмотрением и исполнением бюджетов

в) деятельность органов местного самоуправления по контролю за формированием, расходованием и использованием фондов денежных средств

134.Правовая форма отчета об исполнении бюджета Российской Федерации:

а).классификация доходов государства

б).бюджетная роспись

в) федеральный закон

135.Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

а) в трех чтениях

б).в четырех чтениях

в).до преодоления всех разногласий с Правительством РФ

136.Составление проекта федерального бюджета возлагается на:

а).Государственную Думу РФ с участием Счетной палаты РФ

б) Правительство РФ

в). Президента РФ

г).Федеральное Казначейство

137.Проект бюджета на очередной финансовый год представляется Государственной Думе:

а).одновременно с представлением бюджетного послания Президента Федеральному Собранию

138. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются:

а) Федеральным Собранием РФ

б).Правительством РФ

в).органами данных фондов

139.Средства какого государственного внебюджетного фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. п.:

а).Федерального фонда обязательного медицинского страхования

б) Фонд социального страхования РФ

в) Пенсионного фонда РФ

140.Какой из ниже перечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:

а).Пенсионный фонд РФ

б).Фонд социального страхования РФ

в) резервный фонд Правительства РФ

141. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется:

а) Федеральным казначейством РФ

б).Федеральным Собранием РФ

в).Правительством РФ

142.Денежные средства государственных внебюджетных фондов находятся в собственности:

а).самих фондов

б) Российской Федерации

в).субъектов РФ и муниципальных образований

в).организаций и физических лиц, вносящих взносы в эти фонды

143.Право хозяйственного ведения предполагает:

а) предприятие самостоятельно распоряжается полученной прибылью

б).предприятие имеет право на получение только части прибыли

в).предприятие не имеет права распоряжаться полученной прибылью

144. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:

а).распределяются поровну между всеми уровнями бюджетной системы

б).не подлежат зачислению в бюджет

в) подлежит зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме

145.Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:

а).100% в государственный бюджет

б).полностью остаются самому банку

в) 50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку

146.Кредитная организация – это:

а).учреждение, созданное для предоставления кредитов гражданам и юридическим лицам

б).банки и валютные биржи

в) юридическое лицо, осуществляющее банковские операции для цели извлечения прибыли на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ

147. Осуществлять денежную эмиссию может:

а) Центральный банк РФ

б).любая банковская организация

в).небанковская организация

148. Центральный банк РФ является плательщиком:

б) налог на прибыль организаций

в).имущество организаций

149. Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:

а).Министерство финансов

в) Центральный банк РФ

150. В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию:

а).Министерства финансов

б).Правительства РФ

в) Центрального банка РФ

г).Государственной Думы РФ

151. Дотации - это:

а).денежные средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам и государственным предприятиям для выполнения их функциональных задач;

б).бюджетные средства, предназначенные для выплаты государственного долга;

в).бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе;

г).бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

152. Отличительным признаком субвенции является:

а).безвозмездность;

б).безвозвратность;

в).целевой характер;

г).верно все перечисленное.

153. Отличительным признаком субсидии является:

а).безвозмездность;

б).безвозвратность;

в).целевой характер;

г).долевое финансирование.

154 .Трансферты населению - это:

а).все виды денежных перечислений в бюджеты нижестоящего уровня;

б).бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению социального характера, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

в).выплаты из консолидированного бюджета в адрес региональных и местных бюджетов,

г).при условии обязательном направлении субъектами РФ и местными органами власти населению в режиме социальной помощи.

155. Финансовая помощь, осуществляемая в форме дотаций, субвенций, субсидий, учитывается:

1.в составе доходов консолидированного бюджета;

2.в доходах того бюджета, который является получателем этих средств;

3.в составе бюджета, передающего эту помощь;

4.в расходной части бюджета, средства которого передаются нижестоящим бюджетам.

156 . Бюджетный процесс - это:

а).регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;

б).способ исполнения бюджета по доходной и расходной части, а также применения мер ответственности за нарушения установленного порядка в этой сфере;

в).порядок подготовки проектов бюджетов, их утверждения, а также государственного управления бюджетной деятельностью и применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

157 . Финансово-правовая норма (норма финансового права) - это:

а).установленное гражданским обществом и обеспеченное им определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования общественных денежных фондов и доходов;

б).установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;

в).установленное государством определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;

г).установленное гражданским обществом и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;

158. Бюджетный период:

а).длится 1 календарный год;

б).состоит из стадии исполнения бюджета - бюджетного года;

в).включает период времени от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета.

159. Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу РФ не позднее:

160. Проект федерального закона о федеральном бюджете проходит в Государственной Думе РФ:

а).3 чтения;

б).4 чтения;

в).количество чтений определяется Регламентом Государственной Думы.

161. Президент РФ, не позднее марта месяца года, предшествующего финансовому, выступает перед Государственной Думой с:

а).прогнозом социально-экономического развития;

б).ежегодным посланием Федеральному Собранию;

в).бюджетным посланием;

г).отчетом об исполнении бюджета.

162. Предметом финансового права являются:

а).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств;

б).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств;

в).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

163. Бюджетная роспись - это:

а).документ, представляемый бюджетным учреждением в Государственную Думу РФ, чтобы получить предусмотренные бюджетом бюджетные ассигнования;

б).документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ;

в).документ, конкретизирующий бюджетную классификацию на предмет учета особенностей каждого получателя бюджетных средств.

164. Сбюджетным посланием перед Федеральным Собранием РФ выступает:

а).Президент РФ;

б).Председатель Счетной палаты РФ;

в).Министр финансов;

г).Председатель Правительства РФ.

165. Бюджетные ассигнования - это:

а).часть бюджетных средств, передаваемых на возвратной основе на обеспечение инвестиционных задач государственного сектора экономики;

б).бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

в).бюджетные средства, предназначенные для передачи государственным внебюджетным фондам, в случае дефицита их бюджетов;

г).средства федерального бюджета, предназначенные для передачи их в бюджеты нижестоящего уровня, либо в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

166. Бюджетные обязательства - это:

а).обязательства одних участников бюджетного процесса по отношению к другим участникам бюджетного процесса;

б).обязанности органов, исполняющих бюджет, предоставлять бюджетные средства в соответствии с законом (решением) о бюджете и сметой доходов и расходов;

в).расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;

г).обязательства главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств по финансированию бюджетных получателей.

167. Бюджетный кредит - это:

а).форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

б).кредитные средства, которые бюджет вправе получить на возмездных условиях в кредитной организации;

в).часть бюджетных расходов, направляемых на возмездной основе иностранным государствам, в том числе странам СНГ;

г).форма предоставления безвозвратной помощи получателям бюджетных средств, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.

168. Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предоставляются:

а).трансферты;

б).дотации;

в).субвенции;

г).субсидии;

169. Бюджетный год в РФ равен:

а).календарному году;

б).бюджетному периоду;

в).сельскохозяйственному году.

170. 3авершение бюджета происходит:

г).иной вариант ответа.

171. Принцип единства кассы в процессе исполнения бюджета предполагает:

а).зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета;

б).использование только одного счета банков в процессе обслуживания доходов и расходов бюджетов всех уровней;

в).передачу прав по формированию доходов и расходов бюджетов федерального, регионального и местного уровней в Федеральное казначейство РФ;

г).порядок открытия только в Банке России одного счета, на который должны зачисляться все доходы и с которого должны производиться все расходы бюджетов.

172. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется:

а).Центральным банком РФ;

б)Федеральным казначейством РФ;

в).Правительством РФ;

г).каждым уровнем власти самостоятельно.

173. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляет:

а).Федеральное Собрание РФ;

б).Счетная палата РФ;

в).Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ;

г).Специалисты в области страхования Министерства экономики РФ;

174. 3аконодательно установленными формами страхования являются:

а).обязательное, имущественное, личное, страхование ответственности и др.;

б).обязательное и добровольное;

в).страхование, осуществляемое российскими и зарубежными страховщиками;

г).обязательное, личное, на случай пожара, страхование жизни, гражданской ответственности и др.

175.Эмиссию наличных денег в РФ осуществляет:

а).Министерство финансов РФ;

б).Правительство РФ;

в).Центральный банк РФ;

г).Федеральное Собрание РФ;

176. Надзора за банковской деятельностью осуществляет:

а).Центральный банк РФ (Банк России);

б).Счетная палата РФ;

в).Министерство финансов РФ;

г).Федеральное Собрание РФ;

177. Центральный банк РФ (Банк России) подотчетен:

а).Счетной палате РФ;

б).Федеральному Собранию РФ;

в).Правительству РФ

г).Государственной Думе РФ.

178. Основным методом финансового контроля является:

а).наблюдение;

б).ревизия;

в).обследование;

г).проверка.

179. Юридическое лицо обязано согласовать лимит остатка кассы:

а).с налоговой инспекцией;

б).с банком, в котором открыт расчетный счет;

в).с местной администрацией;

г).с финансовым органом субъекта РФ.

180. Предельный размер наличной денежной суммы, которую юридические лица вправе передавать другим юридическим лицам в качестве платежа по одной сделке, составляет:

а).10 тыс. рублей;

б).60 тыс. рублей;

в).100 тыс. рублей.

181. Валютный контроль в РФ осуществляется:

а).органами валютного контроля;

б).агентами валютного контроля;

в).органами и агентами валютного контроля.

182. Порядок ведения кассовых операций на территории РФ устанавливает:

а).Центральный банк РФ;

б).Федеральное казначейство РФ;

3.Министерство финансов;

В).Правительство РФ.

183. Расчеты между юридическими лицами в РФ должны осуществляться:

а).в безналичной форме;

б).в наличной форме;

в).в безналичной и наличной форме;

г).с использованием кредитных карт.

184. К способам правового регулирования денежного обращения относятся:

а).денежная реформа;

б).деноминация;

в).эмиссия денег;

г).все перечисленное.

185. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя:

а).совокупность всех нормативных актов по налогам и сборам;

б).совокупность Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

в).совокупность федеральных законов и подзаконных нормативных актов о налогах и сборах;

г).совокупность федеральных законов и норм права о налогах и сборах.

186. 3аконодательство субъектов РФ о налогах и сборах включает в себя:

а).совокупность законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом;

б).совокупность только одних законов субъектов РФ о налогах и сборах;

в).совокупность Налогового кодекса, законов РФ, субъектов РФ и подзаконных нормативно - правовых актов о налогах и сборах;

г).совокупность принятых законов и иных правовых норм, принятых законодательными органами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом.

187 . Кнормативно-правовым актам органов местного самоуправления о налогах и сборах относятся:

а).все нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти муниципальных образований;

б).нормативные акты, которые приняты представительными органами местного самоуправления;

в).все нормативные акты и нормы права, которые приняты органами местного самоуправления.

188. 3аконодательство о налогах и сборах регулирует отношения:

а).властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

б).властные отношения между Правительством РФ и Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, таможенными органами, а также между налоговыми органами и налогоплательщиками, налоговыми агентами;

в).между налогоплательщиками и налоговыми агентами, между налоговыми органами и органами общей компетенции, между правоохранительными органами и налогоплательщиками.

189. Виды финансового контроля:

а).предварительный, текущий и основной;

б).предварительный, текущий и дополнительный;

в).предварительный, текущий и последующий.

190. Доходы бюджетов образуются за счет:

а).за счет любой деятельности, не запрещенной действующим законодательством;

б).налоговых доходов и безвозмездных перечислений;

в).налоговых и неналоговых видов доходов;

г).налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений

191. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов:

а).двух уровней;

б).трех уровней;

в).четырех уровней.

192. Дефицит бюджета - это:

а).превышение доходов бюджета над его расходами;

б).превышение расходов бюджета над его доходами;

в).превышение прибыли бюджета над его убытками.

193. Профицит бюджета - это:

а).превышение расходов бюджета над его доходами;

б).превышение прибыли бюджета над его убытками;

в).любой вариант, в зависимости от ситуации;

г).превышение доходов бюджета над его расходами.

194. Временное управление бюджетом предусмотрено в случае:

а).если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года;

б).если закон (решение) о бюджете не вступил в силу до начала финансового года;

в).если закон (решение) о бюджете вступил в силу с начала финансового года частично;

г).временное управление бюджетом законодательством не предусмотрено.

195. При рассмотрении в последнем чтении законопроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

196.Деньги выполняют функцию:

а)средства контроля

б) средства платежа

в)фискальную

197. Срок изъятия из обращения банкнот и монет при их обмене на банкноты и монеты нового образца установлен:

а). от трех до пяти лет

б) без ограничения

в) в течение 1 года

г) от 1 года до 5 лет

Особенностью человеческого поведения является тот факт, что индивид предпочитает сегодняшние блага, пускай и боль­шим, но будущим благам. Эта особенность получила название временного предпочтения. Временное предпочтение - склон­ность хозяйственных агентов индивидов предпочитать, при прочих равных условиях, реалии сегодняшнего дня будущим благам. Чтобы владелец капитала отказался от его самостоятельного применения сегодня, его необходимо вознаградить за такой отказ. Процент - плата за то, что владелец капитала предостав­ляет другим возможность сегодняшнего, текущего использова­ния капитала, отказываясь от самостоятельного альтернативного его применения.

Ставка ссудного процента определяется предложением нако­пленных средств и спросом на заемные средства. Ссудный про­цент - цена, уплачиваемая собственникам капитала за исполь­зование их заемных средств в течение определенного периода. Ссудный процент выражается с помощью процентной ставки (ставки ссудного процента) за год. Ставка ссудного процента - количество денег, которое требуется уплатить за использование одной заемной денежной единицы в год. Ставка ссудного про­цента рассчитывается:

где r - ставка ссудного процента; R - годовой доход кредитора; К - сумма денежного капитала, отданного взаймы.

Различают номинальную и реальную ставку ссудного про­цента. Номинальная ставка ссудного процента - ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах по текущему курсу без учета темпов инфляции. Это количество денег, уплаченное за единицу заемного денежного знака за определенный период времени. Номинальная ставка показывает, насколько сумма, ко­торую заемщик возвращает кредитору, превышает сумму, полу­ченную в виде кредита. Реальная ставка ссудного процента - ставка ссудного процента, выраженная в денежных единицах с поправкой на инфляцию. Эта ставка - основная при принятии инвестиционных решений.

На величину ставки ссудного процента влияет ряд факторов:

1. Риск инвестиционного проекта. Риск - неотъемлемая черта рыночной экономики. Предприниматель рискует, когда заключает контракт с новым поставщиком, налаживает произ­водство нового товара, осваивает новый рынок и т. д. Кредитор рискует, когда предоставляет кредит малоизвестной фирме; пре­доставляет деньги взаймы известной фирме, инвестирующей средства в какой-то новый проект и т. д. Чем выше риск, что за­емщик не выплатит ссуду, тем больший ссудный процент будет взимать кредитор.

2. Срок предоставления ссуды. Чем больше срок, на который предоставляется ссуда, тем больше упущенных возможностей по использованию этих средств у кредитора. Иными словами, кре­диторы долгосрочной ссуды вынуждены отказываться на дли­тельный срок от альтернативных вариантов вложения капитала. Кроме того, чем больше срок, на который предоставляется ссу­да, тем больше вероятность того, что ее не вернут, следователь­но, тем больше ставка ссудного процента.

3. Обеспеченность ссуды. Залог - имущество или другие ценности, отданные заемщиком в качестве обеспечения ссуды. Если ссуда заемщиком не возвращается, то кредитор имеет пра­во удовлетворить свое требование из стоимости залога. Залог в обеспечении займа обычно сокращает риск для кредитора» а чем меньше риск, тем меньше будет ставка ссудного процента.

4. Размер предоставляемой ссуды. Ставка ссудного процента на ссуды меньшего размера обычно выше, чем на более круп­ные. Объясняется это тем, что административно-управленческие расходы в абсолютном выражении как мелкой, так и крупной ссуды одинаковы. Поскольку издержки на оформление любой ссуды равны, то чем меньше ссуда, тем выше должна быть став­ка ссудного процента.

5. Налогообложение дохода (процента). Некоторые формы кредита и доходы кредиторов облагаются налогом. Величина налога включается кредитором в состав процента. Иными сло­вами, чем больше величина взимаемого налога, тем больше ставка ссудного процента. Кредитор может отдать предпочтение более низкой ставке ссудного процента по необлагаемому нало­гом кредиту и отказаться от кредита по более высокой ставке ссудного процента, если полученный доход будет облагаться налогом.

6. Условия конкуренции. Чем больше банков (кредиторов) функционирует на данной территории, тем выше конкуренция между ними и ниже ставка ссудного процента. И наоборот, чем больше банк, чем значительнее его монопольная власть, тем выше оказывается ставка ссудного процента.

«И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав своё копыто
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копчёное корыто
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?»

Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете.» …

А. С. Пушкин

Новость, появившаяся в средствах массовой информации за 9 ноября сего года, о решении Национального банка Республики Беларусь в очередной раз (11-й в текущем году ) повысить ставку рефинансирования получила неоднозначную оценку. Как было обозначено в сообщении: «Очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Данная мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса». Однако, так ли это на самом деле?

По мнению некоторых экономистов, в условиях инфляции одним из способов её преодоления для Центробанка является так называемая политика “дорогих денег”, что предполагает:

Какие последствия, однако, может иметь увеличение ссудного процента для макроэкономической системы?

Если руководствоваться здравым смыслом, то неизбежен вывод: повышение ставки ссудного процента приводит к росту инфляции. На простом примере рассмотрим, как повышение учётной ставки генерирует рост цен, или, иными словами, снижает платежеспособность денежных единиц. Предположим, мы занимаемся переработкой нефти и последовательной продажей нефтепродуктов. Из-за дефицита собственных средств, мы берём в кредит сумму под 15% годовых. Это означает, что стоимость кредита - 15% от суммы, выплачиваемые кредитору по прошествии года - мы будем вынуждены вложить в себестоимость нефтепродуктов при их продаже. Поскольку для многих отраслей народного хозяйства нефтепродукты являются сырьём, повышение их себестоимости переносится на стоимость товаров и услуг этих отраслей.

Аналогичным образом предположим, что та же сумма вложена в банк под те же 15% годовых. Это означает, что по прошествии года количество денег в экономике увеличится на количество равное «доходу» от вклада - на 15% от вложенной суммы. В результате, для обеспечения “дохода” денежными средствами необходимо прибегнуть к эмиссии, что напрямую ведёт к увеличению денежной массы и соответственному обесцениванию денег. Из этого следует, что ссудный процент работает как искусственный генератор инфляций, приводит к удешевлению национальной валюты и, в результате, способствует снижению покупательной способности трудового населения. В случае увеличения ссудного процента ситуация ещё более усугубляется ввиду того, что процентный рост даёт экспоненциальную прогрессию (картинка слева): это выражается во “вздутии” денежной массы и значительном снижении покупательной способности.

Как известно, многоотраслевая производственно-потребительская система строится на принципах взаимозависимости и взаимосвязанности: продукция отрасли “А” является сырьём для отрасли “В”, а конечный продукт отрасли “B” - промежуточным для других отраслей. В результате, удорожание конечного продукта одной экономической отрасли приводит к повышению себестоимости продукции множества других отраслей. В особенности это касается базы прейскуранта, представляющей собой группу товаров и услуг, повышение цен на которые резко сказывается на всей макроэкономической системе. В базу прейскуранта входят (а) первичные энергоносители ввиду необходимости использования электроэнергии в процессе производства; (б) услуги естественных монополий - жилищно-коммунального сектора, транспортной системы и других.

Ставка ссудного процента вызывает изменение мгновенной совокупной номинальной платёжеспособности общества, что посредством торговой сети отражается в изменении цен на определённые товары и услуги. По той причине, что все отрасли взаимосвязаны, изменение номинальной платёжеспособности приводит к общему изменению ситуации на рынке, в результате чего производитель одного вида продукции не может приобрести промежуточный продукт с целью дальнейшего производства, в то время как другой производитель не может безубыточно реализовать свой продукт. Кроме того, следует учесть те отрасли, в которых рентабельность оборота капитала не рассчитана на годичный цикл, в результате чего масштабные проекты этих отраслей остаются незавершёнными. Это относится, прежде всего, к сельскому хозяйству, гражданскому строительству, судостроительной отрасли.

Для более глубокого понимания рассматриваемой проблематики обратимся ещё к одному практическому примеру:

Предположим, нам предстоит построить ещё одну Национальную Библиотеку, с учётом срока, потребовавшегося на её возведение ранее, а также цен 2002 года . Анализ показывает, что при повышенной ставке в 40% и её стоимость увеличивается в 25 раз! Это обстоятельство в значительной степени влияет на условия строительства такого сооружения. В итоге, от проекта пришлось бы отказаться.

Из этого следует, что политика “дорогих денег”, предполагающая увеличение ставки ссудного процента, является генератором роста цен, подрывает экономическую устойчивость и социальное благополучие и, как следствие, недопустима в принципе. Многие высокоразвитые государства давно поняли эти простые механизмы управления и сознательно отказались от подобного воздействия на экономику.

Все без исключения высокоразвитые страны поддерживают ставку ссудного процента на достаточно низком уровне, не превышающем (либо слабо превышающем) рост энергопотенциала страны. Причём рост потребительских цен составляет не более 4 % в год, что является достаточно весомым аргументом не в пользу политики “дорогих денег”. Так, в Японии, например, ставка рефинансирования составляет 1.48 %, в Швеции - 2.38 %, в Швейцарии - 2.75 %, в то время как инфляция держится на достаточно низком уровне . Для большей наглядности приведём таблицу, составленную по данным ЦРУ :

Таким образом, если соотнести всё выше изложенное с предпринимаемыми действиями руководства страны, возникает вполне закономерный вопрос: “С какой позиции следует оценивать происходящее?”

Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости .

Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара.

Если вспомнить формулу товарно-денежного обращения и учитывая, что функцию товара при ссуде выполняют деньги, формула движения ссужаемой стоимости приобретет вид:

Д-Д", т.е.Д"-Д=?Д,

где Д - ссужаемая стоимость;

Д" - наращенная сумма долга;

Д - приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит.

Для кредитора цель сделки состоит в получении определенного дохода на ссуженную стоимость; предприниматель привлекает средства также с целью увеличения прибыли. Предприниматель уплачивает проценты из прибыли кредитору, часть этой прибыли и выступает в форме ссудного процента.

Ссудный процент неразрывно связан с понятием ссудного капитала.

Ссудный капитал - денежные средства собственника, которые отдаются в долг с целью получения прибыли в виде денежного процента при условии возвратности первоначального капитала.

Первым и основным источником образования ссудных капиталов является часть средств, высвобождаемая в процессе воспроизводства, которая накапливает в себе денежные капиталы. Процесс высвобождения денежных средств из процесса производства происходит за счет:

  • - амортизация основных фондов;
  • - разницы в денежном капитале между стоимостью товара высвобождаемого в процессе реализации продукции и со временем произведения новых материальных затрат на покупку сырья и материалов, заработной платы;
  • - прибавочная стоимость, возникающая в результате производственной деятельности.

Вторым источником образования ссудных капиталов являются капиталы рантье (денежных капиталистов - предприниматели, извлекающие прибыль при ссудных операциях.

Третьим источником формирования ссудного капитала является объединение остальных кредиторов вкладывающих свой доход и сбережения в кредитные учреждения. К ним можно отнести страховые компании, пенсионный фонд, временно свободные денежные средства гос бюджета, сбережения и доходы различных классов и других институтов.

Существуют различные формы ссудного процента, их классификация определяется рядом признаков, в том числе: формами кредита; видами кредитных учреждений; видами инвестиций с привлечением кредита; сроками кредитования; видами операций кредитного учреждения.

Итак, по формам кредита выделяют такие формы ссудного процента, как коммерческий процент, банковский процент, потребительский процент, процент по лизинговым сделкам, процент по государственному кредиту.

По видам кредитных учреждений можно говорить о том, что существуют такие формы ссудного процента, как учетный процент Центрального банка РФ, банковский процент, процент по операциям ломбардов.

По видам инвестиций с привлечением кредита банка выделяют: процент по кредитам в оборотные средства, процент по инвестициям в основные фонды, процент по инвестициям в ценные бумаги.

По срокам кредитования различаются проценты по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным ссудам.

По видам операций кредитного учреждения выделяют такие формы, как: депозитный процент, вексельный процент, учетный процент банка, процент по ссудам, процент по межбанковским кредитам.

Для ссудного процента во всех его формах характерен следующий механизм использования. Уровень ссудного процента определяется макроэкономическими факторами: соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, регулирующей направленностью процентной политики Центрального банка РФ, а также зависит от конкретных условий сделок как по привлечению, так и размещению средств.

Своим возникновением ссудный процент обязан движению ссужаемой стоимости, которая обладает чертами товара. Это движение характеризует кредитные отношения. Хотя процент и не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует, более того -- выступает как движущийся мотив их развития.

Процент отражает экономические отношения, возникающие на базе кредита. Их субъектами являются кредитор и кредитополучатель (заемщик) или, соответственно, получатель и плательщик процента. Отношения кредитора и заемщика, фиксируемые категорией процента, устойчивы и постоянно воспроизводятся, поскольку реализуют интересы участников кредитной сделки. Хотя интересы сторон противостоят друг другу, они могут быть реализованы только друг через друга. Эффект от использования кредита становится условием оплаты предоставляемых кредитором ссуд и позволяет реализовать интерес кредитополучателя суммой средств, остающейся после уплаты процента. Объектом отношений по поводу процента могут быть только доходы, получаемые от использования кредита. Отношения не сложатся, если одна сторона не получит части доходов в виде ссудного процента, а другая сторона не удовлетворит через ссуду свои интересы в получении доходов. Столкновение интересов участников кредитной сделки приводит к разделению прибыли на вложенные средства между кредитором и заемщиком, и эти доли не всегда равные. Однако если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений.

Отношения по поводу процента отличаются от отношений по поводу кредита: если кредит предполагает движение стоимости от кредитора к кредитополучателю на началах возвратности, то уплата процента кредитополучателем характеризует передачу определенной части стоимости без получения эквивалента. Уплата процента характеризует движение стоимости в одну сторону, в сторону кредитора, его сумма полностью переходит к субъекту -- получателю процентной суммы. Право владения суммой процента переходит от кредитополучателя к кредитору, в то время как при кредите право собственности не уступается, ссуженная стоимость (кредит) передается заемщику во временное пользование, а по истечении определенного срока все возвращается к исходной точке. Для кредита характерно авансирование средств, в то время как уплата процента означает завершение кругооборота стоимости. В отношениях по поводу кредита и процента по-разному начинается движение стоимости: при ссужаемой стоимости -- от кредитора к кредитополучателю; при уплате процентов -- в обратном направлении, от кредитополучателя к кредитору. Различие состоит и в качественно ином размере движущейся стоимости. Если кредит на своей завершающей стадии -- это возврат стоимости в полной его сумме предоставления, то процент -- движение в виде особого приращения к ссуде.

Процент как экономическая категория имеет свою сферу функционирования и влияния. Прежде всего он выполняет функцию перераспределительную -- перераспределяет часть доходов между субъектами хозяйствования, между собственниками в пользу тех или других. Являясь налогоплательщиком, кредитор через платежи в бюджет перераспределяет часть средств в распоряжение государства.

Посредством уровней ссудного процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита, устанавливается рациональное сочетание собственных и заемных средств. Это достигается при выполнении ссудным процентом регулирующей функции. Регулирующее воздействие на воспроизводство достигается путем распределения ссудных капиталов между предприятиями, отраслями. Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов, текущей ликвидности банка. Для современных экономических отношений характерно усиление роли процента в составе инструментов денежно-кредитной политики.

Важная функция процента -- сохранение ссудного фонда. Первоначальный размер кредитных ресурсов не только сохраняется, но и увеличивается за счет разности между процентами, получаемыми кредитором, и процентами, уплачиваемыми им. Стоимость, вернувшаяся от кредитополучателя к кредитору, не теряет своих качеств. Сохраняя благодаря проценту свои потребительские свойства, она готова вступить в новый оборот и наряду с другими экономическими инструментами активно воздействовать на общественное развитие.

Для ссудного процента во всех его видах характерно следующее. Платеж, как правило, имеет денежную форму. Уровень процента определяется факторами как макроэкономическими (соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, инфляцией, процентной политикой центрального банка, налогообложением и др.), так и микроэкономическими и зависит от конкретных условий сделок по привлечению или размещению средств. Порядок начисления и взимания процентов оговаривается в договоре сторон. Источник уплаты процента зависит от характера операции.

Процентная политика находит свое отражение в регулировании системы, уровня, динамики процентных ставок и установлении методов регулирования.

При всех особенностях может быть выделено общее базовое начало процентной политики банков -- это денежно-кредитная политика государства и влияние центрального банка на уровень рыночной цены процента.

Государство и центральный банк оказывают воздействие на уровень ставок коммерческих банков, используя меры как директивного, так и косвенного регулирования. К первым можно отнести ограничение верхнего уровня ставок, разницы между процентами (маржа), установление официальной ставки рефинансирования, учетного процента, замораживание процентных ставок и др.

Наиболее действенными инструментами косвенного воздействия выступают: уровень резервных требований центрального банка; объем, условия и цена предоставляемых коммерческим банкам кредитов; нормативы ликвидности. К факторам косвенного воздействия на уровень ставок относится и система налогообложения банков. Изменение ставок налогообложения прямо воздействует на уровень процентных ставок: чем она выше, тем выше процентные ставки за кредит, и наоборот. Увеличение нормативов резервных требований центрального банка ведет также к росту уровня ставок за кредит.

Процентная политика является одним из достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности, так как шкала процентов, принципы ее построения зависят от множества факторов: спроса и предложения денег, степени деловой активности в стране, темпов инфляции, напряженности кредитного рынка, источников, объемов, сроков свободных средств, влияния внешних факторов.

Недостаточная развитость кредитного рынка в республике сказывается на процентной политике коммерческих банков. Процентные ставки дифференцируются в зависимости от типа и размеров банка, клиентуры, вида операций и прочих обстоятельств, имеющих индивидуальную природу.

Таким образом, судный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости.


© 2024
ihaednc.ru - Банки. Инвестирование. Страхование. Народные рейтинги. Новости. Отзывы. Кредиты